Танцы особого назначения

35
Танцы особого назначения


Накануне свидания у неё звонит телефон. Безжизненным тоном он сообщает, что немного простыл и не придёт. Через пять дней он безо всякого предупреждения уезжает на пару недель с приятелем на горнолыжный курорт — и она звонит ему, слушает долгие гудки…

Кто они друг другу? Всего лишь год назад (целый год…) она была уверена, что он — её мужчина. Именно его она мечтала встретить всю жизнь: немного небрежный, элегантный, уверенный, независимый. Да и он, когда увидел её в первый раз, мысленно сказал себе: «Она». Ладная, ухоженная, прямо-таки «лощённая» молодая дама и в то же время такая открытая, тёплая, непосредственная…

Каждая их встреча была праздником, они летели на свидания как на крыльях. И вот теперь она мучительно пытается разгадать загадку: почему? Почему он отдаляется от неё? Ведь она не может без него, а он?

Вот здесь то и пригодятся советы психотерапевтов. Они рассмотрят отношения пары как танец, танцевать который можно по-разному.

Танцоры — каждый со своим стилем и со своими па.

Замысловатый танец современной пары

Кавалер. Его основная ценность — свобода от любых обязательств. Кем он был в детстве, в семье и школе? Послушным мальчиком, примерным учеником, так как любой протест подавлялся властными родителями, авторитарными учителями. Он старается избегать тех отношений, которые содержат хотя бы намёк на обязательства, регулярность, требовательность.

Его типичная проблема в паре — страх эмоциональной близости, открытых и вместе с тем глубоких отношений. В то же время у него существует интенсивная потребность в близости. Это сочетание определяет его основные телодвижения в танце.

Дама. Она — жертва неурядиц в семье, развода, алкоголизма отца либо его холодности. Ей часто незнакома мужская забота — и она хочет её получить. С подросткового возраста она ощущала свою не интересность для мужчин и мечтает избавиться от этого, оценивая себя по тому вниманию, которым одаривают её мужчины.

Её основная проблема — невозможность автономного существования. Чтобы скрыть чувство глубокой неуверенности, она старается создать внешне благополучную картинку. При первой встрече с ней нельзя заметить мучительную ранимость.

Секрет притяжения

Когда мужчина видит внешне благополучную женщину, она кажется самостоятельной и самодостаточной,  а потому безопасной. Что притягивает её к нему? Он ведёт себя так независимо, что возникает иллюзия внутренней силы, которая будоражит мечту о долгожданной опоре в жизни. А отсутствие открыто проявляемого напора и агрессии читается как признак доброты, мягкости и душевного тепла.

Таким образом, круг желаний и потребностей партнёров замыкается, их непреодолимо влечёт друг к другу.

Фигуры танца

Фигура первая. Рывок навстречу друг другу, уже описанный выше. Это па сопровождается у женщин чувством небывалого подъёма и эйфории с ощущением: «Наконец я нашла то, что искала». Мужчина стремится покорить, проявляет инициативу, создавая у женщины иллюзию уже возникшей близости.




Фигура вторая. Дама готова склониться кавалеру на грудь, но он в этот момент отступает. Дальше движение строится по принципу «шаг вперёд, два назад». Партнёрша полностью увлечена, от неё исходит главная инициатива. Его поведение носит смутный, неясный, двойственный характер. В его поведении просматриваются два взаимоисключающих послания. Первое гласит: «Хочу, чтобы ты была рядом». В соответствии с ним он ласков, нежен, поддерживает уникальность этих отношений. Но через некоторое время без каких-либо отчётливых поводов ясно слышится другое послание: «Не рассчитывай ни на что, отойди подальше». Он не может открыто выразить своё недовольство, но неявно, без лишнего шума, саботирует даже самые невинные правила и пожелания. Он «забывает» выполнять её просьбы, избегает хоть каких-либо объяснений, может отключить мобильник, показать интерес к другим дамам или делам.

Это начало серьёзных мучений женщины. Не каждая дама готова продолжить танец с таким кавалером. Но женщина чаще всего судорожно цепляется за эти отношения, поскольку они создают иллюзию возможности счастливой развязки и в результате звуков марша Мендельсона.

Фигура третья. Дама пытается страстно прижать кавалера к себе, кавалер тихонько ускользает, не пуская, однако, в ход средства обороны.

Он практически перестаёт звонить и лишь уступает настойчивости дамы, которая добивается свиданий. Она постоянно фиксирует в памяти число звонков, комплиментов и знаков внимания — и хочет по их количеству определить, насколько значима для своего кавалера.

Она постоянно — прямо или косвенно — задает этот вопрос: «Что же я для тебя всё-таки значу?». При этом она стремится добиться прямого ответа, так или иначе упрекает партнёра и становится в его глазах тем самым требующим и давящим началом, от которого он всю жизнь бежит. Однако он не говорит прямо, что хотел бы прервать отношения, подпитывая иллюзию того, что «всё ещё возможно». Эта неопределённость заставляет партнёршу оказывать всё большее давление. В результате партнёр чувствует себя окончательно «загнанным в угол».

Собственно говоря, на протяжении всего танца основной формой проверки отношений мужчины и женщины становится вечный женский вопрос о готовности жениться. Трудно сравнить с чем-либо ужас, в который повергает этот вопрос нашего героя — пассивно-агрессивного мужчину. Зачастую в этой ситуации партнёрша окончательно теряет свою сексуальную прелесть в его глазах. Его энергия направляется на максимальное отдаление, разрыв и поиск другой, более безопасной партнёрши. У некоторых пар эта фаза может длиться годами.

Последствия танца

Самое печальное, к чему приводят такие отношения, — это подкрепление изначальных установок по типу «самосбывающегося пророчества». Женщина ещё больше убеждается в том, что её невозможно любить. Мужчина становится ещё более настороженным и изолированным, его убеждение «близость опасна» нашло полное подтверждение. И у того, и у другого окончательно подорвана вера в себя, в возможность удовлетворительных отношений с противоположным полом. По окончании этого изматывающего танца становится ясно, что ничего не построено, но многое разрушено.

Продуктивный выход из кризиса

Первый шаг. Осознайте пагубные стереотипы, по которым вы строите свои отношения с противоположным полом. Они включают в себя определённые установки: «Меня невозможно любить», «Я нуждаюсь в сильном партнёре», «Моя ценность определяется отношением ко мне мужчин», а также страхи, повторяющиеся реакции — отстранение и пассивная оборона у мужчины, у женщины — «цепляние» и вымогательство свидетельств любви.

Второй шаг. Обратите внимание на последствия этого танца для вашего физического и психического здоровья. При всей их самоочевидности танцор считает себя жертвой случайных обстоятельств или коварного партнёра. Но как только вы понимаете, что губите себя сами, возникает желание прервать танец.

Третий шаг. На этом этапе каждый сталкивается с поистине гамлетовским вопросом «Быть или не быть?» Для мужчины он звучит так: «Иметь близкого человека или оставаться одиноким?». Выбрать первое — значит добровольно принять на себя ответственность, связанные с ней ограничения, утратить миф об «идеальном партнёре», которому ты «ничего не должен». Женщина, в свою очередь, осознает, что всю свою жизнь потратила на ложную цель — вечный поиск любви и признания.



Четвертый шаг. Здесь происходит сознательный выбор жизненной линии — продолжать обслуживать невротические стереотипы или, заметив их проявления, уменьшить их власть над собой.

Пятый шаг. Упорная, длительная работа по изменению стереотипов. Предполагает постоянное решение следующих задач.

Систематически контролировать свои реакции. Например: вот я «цепляюсь» за партнёра, вот отстраняюсь от него, вот толкую его поступки.

Замечать, что «есть много причин его (её) поведения, не связанных со мной!».

Учиться не скрывать чувства. Для мужчины прежде всего свойственно выражать агрессию и раздражение. Кроме того, обеспечивать себе комфорт путём открытых пожеланий и просьб, например, прямо говорить партнёрше о желании побыть одному.

Женщине — научиться быть одной, получать удовольствие от собственной деятельности и активности, самой поддерживать, хвалить, позитивно оценивать себя и меньше зависеть от мужского внимания.

 Наталья Абдуллаева



Оставить комментарий:

Please enter your comment!
Please enter your name here

четыре + двенадцать =