
Когда-то всех, кто не хотел заниматься делом, пренебрежительно называли словом «лентяй». А теперь по тому же поводу можно услышать выражение: «Не хватает мотивации». В чём разница? В том, что с мотивацией можно работать, повышать её, вдохновляя себя или других
В чём причина
Как возникает лень? Или почему нам не хватает мотивации, чтобы сделать то, что мы наметили, будь то отчёт на работе, ремонт на кухне или генеральная уборка в кладовке?
То, что надо выполнить, не воспринимается нами как значимое, «своё». Или работа не соответствует нашим личностным качествам. Казалось бы, каждый может подстроиться, переучиться. Но на самое деле это один из самых непродуктивных способов. Иногда проще нанять бригаду рабочих, чем делать ремонт самим. Или сменить работу, вместо того чтобы ломать свой характер.
Предположим, вы интроверт, вам трудно общаться с большим количеством новых людей. А вы по знакомству устроились менеджером по продажам или администратором. И теперь для вас каждая новая встреча — борьба с собой, со своими дрожащими руками, бледнеющим от страха лицом и стучащим, как у кролика, сердцем.
Если за несколько месяцев вы не адаптировались к этой работе, и она продолжает быть пыткой для вас, важно остановиться. И не доводить проблему до явно запущенного состояния, в том числе и до хронических болезней, обострения которых «спасают» вас от необходимости идти в офис.
Ищем плюсы и минусы
Конечно, можно несколько раз пересилить себя, сделать что-то «через не хочу». Но вот полностью решить проблему, чтобы больше не испытывать дефицита мотивации, можно только с помощью кардинальных изменений.
Первое, что надо сделать, — это определиться с плюсами и минусами своей работы. Возьмите лист бумаги, разделите его на две колонки. В одной запишите, что хорошего вам даёт ваша работа. Зарплата, статус, свой кабинет, какая-то часть деятельности, которая вам интересна, общение с коллегами, всё, что для вас важно. В другой колонке запишите отрицательные стороны работы, что вы теряете из-за неё, что вас не устраивает. К примеру, неоплачиваемые сверхурочные часы, ухудшение зрения из-за постоянного сидения за компьютером, нескончаемое раздражение на кого-то, скука и отсутствие интереса, какие-то обязанности, которые вы не любите выполнять.
Какая колонка «перевешивает»? От этого будет зависеть выбор дальнейших действий.
Читайте также:
Мотивация достижений в карьере: как обрести её и больше не терять
Если положительного больше
Будьте благодарны. Если уж у вашей работы (или затеянного ремонта, или решения получить второе высшее) так много плюсов, то радуйтесь своему выбору.
Почаще вспоминайте о тех преимуществах вашей профессии, должности, которые вы отметили. И делайте всё возможное, чтобы уважать себя за качественное выполнение этой работы.
А в тот момент, когда лень начнёт приближаться к вам, взгляните на ситуацию непредвзято — как будто со стороны. Разве можно не хотеть делать то, что вам приносит столько удовольствия и привилегий?
Выполняйте неприятные мелочи как можно раньше и быстрее. Например, вы завели щенка и в целом довольны этим милым существом. Единственное, что вас раздражает, — он пока не приучен к улице и постоянно пачкает в квартире. Для любого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что убирать за щенком надо как можно раньше и быстрее, чтобы неприятный запах не распространился по всему помещению.
То же самое с работой, которой вы в целом довольны, но одна мысль портит всё дело. Предположим, вы работаете парикмахером. Вам нравится делать стрижки, укладки, придумывать причёски, находить общий язык с клиентами. Но вы подолгу не можете заставить себя мыть расчёски, ножницы и другие инструменты. Устройте себе конкурс: «Успею ли всё вымыть за ближайшие 15 минут?» — и, не теряя ни минуты, принимайтесь за дело.
Если отрицательного больше
Ищите «свою» цель
Ищите то занятие (профессия, вид спорта или хобби), которое приносит вам удовольствие не только при получении результата (зарплата, снижение веса и т.п.), но и в процессе выполнения работы. Другими словами, это дело должно не только обещать «светлое будущее», но и гарантировать счастливое настоящее.
Учитесь мечтать
Чем вы на самом деле хотите заниматься, если отпадут все ограничения, такие как «А буду ли я зарабатывать достаточно денег?», «А что подумают окружающие?» и т.п. Ещё одно часто переживаемое ограничение — «А получится ли у меня?» — переформулируйте в «Как сделать так, чтобы этого достичь?» Помните: в большинстве случаев желания людей вполне совпадают с их возможностями. Иногда достаточно просто позволить себе что-то желать, и всё получится само собой.
Делегируйте обязанности
Если какая-то деятельность для вас просто невыносима, найдите того, кто выполнит её за вас. Предположим, вы терпеть не можете мыть посуду — купите посудомоечную машину или наймите домработницу. Ненавидите готовить с утра? Ходите завтракать в кафе.
Читайте также:
Как доводить дела до конца?
Откажитесь от «чужих» целей
Если вы решили, что в вашей работе намного больше отрицательного, честно признайтесь себе, что от неё лучше вообще отказаться. Чуть более высокая зарплата, чуть более стабильное положение не стоят того, чтобы мучиться всю жизнь.
В системе йоги есть такой принцип: «не бери чужого, и твоё само придёт к тебе». Многие воспринимают это, как «не воруй», но смысл этой фразы гораздо глубже.
Чужими могут быть не только вещи и мысли, но и цели, и представления о том, какой должна быть работа. Так вот, если мы не зависим от чужого мнения, не пользуемся чужими целями, то наши собственные желания реализуются намного проще.
Удачи!