Любые действия не обходятся без замечаний и критики окружающих. Всем нравиться невозможно, и что бы мы ни делали, всегда найдутся недовольные. Но один из секретов успеха заключается именно в том, чтобы уметь правильно реагировать на критику
Избежать оценки общества не удастся, поэтому важно адекватно воспринимать её. Никому неприятно слышать замечания в свой адрес, даже если они справедливы. Но стоит различать понятия конструктивной критики и критиканства. Рассмотрим эту тему подробнее.
Почему нам неприятна критика?
Суть человеческой природы в той или иной мере эгоистична. Даже если человек сам просит проанализировать его труды, в глубине души ему малоприятна критика. Ведь любые замечания как бы нивелируют все его старания и действия.
Большинство людей бурно реагируют на критику, вызывая у оппонента ещё большее недовольство. Так возникают жаркие споры и конфликты. Но ведь часто критика бывает справедливой, но выраженной не совсем тактично. В этом случае лучше сдержать свои эмоции. Возможно, она пойдёт вам на пользу и заставит переосмыслить ситуацию.
Виды критики
Само по себе это понятие не имеет отрицательной окраски. Под критикой понимают оценочное суждение о деятельности или поведении другого человека. Но вопрос в том, как использовать эту аналитическую работу.
Критические суждения классифицируют следующим образом:
Замечание — короткое суждение, указывающее на ошибку или неправильное поведение
Претензия — критическое суждение, которое выражается в чётком требовании.
Возражение — критика, обоснованная вескими аргументами
Недовольство — неприятная эмоция, выраженная в результате замеченного недостатка
Обвинение — суждение, выраженное в целях поиска виноватого
Оценочные суждения различают по форме:
Краткое и развёрнутое
Конструктивное и деструктивное
Непосредственное и косвенное (в последнем случае оппоненту приводят пример, который должен указать ему на его ошибки)
Прямое и завуалированное
Направленное на действие или на личность
Общее и конкретизированное (последнее суждение более полезное, ведь оно даёт оппоненту возможность исправить недостатки)
Мотивирующее и разрушающее
Поддерживающее (нормализует репутацию и самооценку) и разгромное (критика на публике, переходящая на личность)
Обвинительные выпады и конструктивная критика — разные вещи. Последняя направлена на какие-либо действия и поступки. Например: «Вы вели себя недостойно!» или «Не делайте так больше!» Обвинительный выпад — это оскорбление, касающееся личности или внешности человека. Например: «У тебя некрасивый нос!» или «Ты ходишь, как утка!» Человек не виноват, что родился таким, и не может этого исправить.
Читайте также:
Как перестать критиковать себя?
Как отвечать на критику?
Существует несколько основных линий поведения при критических атаках. Каждый вид критики требует отдельного ответа. Гнев и негодование — это естественная человеческая реакция на критику, однако стоит взять себя в руки и усмирить эмоции.
Какую же линию поведения выбрать?
1 Перейдите к дискуссии
Дискуссия — это конструктивный разговор двух равноправных людей. Чтобы дискуссия не переросла в ссору, следует сначала внимательно выслушать собеседника, а также задать ему наводящие вопросы для уточнения причин, по которым было вызвано его недовольство. Поинтересуйтесь, что именно его не устраивает в ваших действиях, и как он бы поступил на вашем месте.
Слушая оппонента, нужно соблюдать правила вежливости, не перебивать и проявлять доброжелательность. Дайте человеку понять, что его позиция вам интересна, и вы обязательно возьмёте её во внимание. Таким образом, двусмысленность и негативные эмоции сгладятся плодотворным общением.
2 Сохраняйте достоинство
Стоит научиться правильно разделять справедливую критику и субъективное суждение. Если вам сделали замечание по поводу вашего нового костюма, не нужно сразу же бежать и переодеваться. В такой ситуации лучше поблагодарить человека за его мнение либо же перевести всё в шутку. Оправдываться в данной ситуации не нужно, ведь это ваш выбор и окружающие должны его уважать.
Если вам комфортно в этом костюме или в этих туфлях, то не нужно подстраиваться под вкусы других. Если вашу внешность раскритиковали друзья или близкие, можно сказать прямо: «Мне нравится эта одежда, и я намерен её носить и дальше».
3 Предотвратите конфликт
Нормальная инстинктивная реакция на критические выпады — это защита и нападение. Но в цивилизованном обществе важно «сохранять лицо» при любых обстоятельствах. Защищаясь, человек интуитивно использует определённые жесты и позы, например, скрещивает руки и ноги.
Защитные жесты и слова сигнализируют оппоненту о скрытом конфликте и могут спровоцировать его на реальный. Поэтому, услышав критику в свой адрес, важно сохранять спокойствие и не подавать виду, что вас это зацепило.
4 Не нагнетайте ситуацию
Если вы столкнулись с критикой, не стоит поддаваться параноидальным мыслям, то есть накручивать себя, додумывая негативные детали. Например, начальник указал вам на небольшую ошибку в документе, но вы тут же надумали, что весь документ составлен неправильно, что против вас все сговорились, а шеф решил вас уволить.
Большинство замечаний люди делают без какого-либо тайного подтекста. Поэтому не нужно выискивать коварный смысл в каждом слове. Замечание на работе — это просто замечание, это рабочий момент, и не более.
5 Соблюдайте границы
Каждый человек имеет право на собственное видение прекрасного. Если вам хочется поклеить в своей комнате обои зелёного цвета, ваши близкие не должны настаивать на другом оттенке. Вежливо объясните им, что вам нравится именно такой цвет и никакой другой.
Если человек продолжает настаивать на своём или, того хуже, обвиняет вас в безвкусии, чётко обозначьте границы критики. Скажите, что комната — это личная территория человека, и он вправе сам решать, как её обустроить. А чужие советы здесь неуместны и бесполезны.
Читайте также:
Нужно ли себя критиковать?
Как не отвечать на критику?
Сталкиваясь с негативной оценкой своих действий, не стоит делать следующего:
Бурно реагировать на слова оппонента, переходить на личности
Кричать, нападать с ответной критикой
Принимать критику близко к сердцу, обесценивать свою работу
Отрицательно реагировать на справедливые замечания
Игнорировать любую критику (иногда она бывает весьма полезной)
Яростно оправдываться и защищаться, особенно если вы неправы
Поддаваться эмоциям (если оппонент сделал вам замечание, спокойно проанализируйте его, возможно, он прав)
Справедливая критика делает нас лучше и совершеннее. Важно прислушиваться к конструктивным суждениям и пропускать мимо ушей пустые придирки. Если мнение окружающих подкреплено разумными аргументами, его стоит взять во внимание, сопоставив с собственной позицией. Возможно, проведя такой анализ, вы сумеете найти баланс в своих действиях, и в результате только выиграете.