Почему мы верим мошенникам?

178

Спам в электронной почте, телефонные мошенники, назойливые продавцы банковских карт, косметики, пылесосов и газовых счётчиков — всё это стало настолько привычным, что мы уже почти не обращаем внимания на эти чаще всего наивные попытки выманить деньги из нашего кармана

Иногда это просто смешно. Чего стоят только нигерийские принцы, которые просят деньги у какого-нибудь сварщика из Челябинска. Однако надо понимать, что эти аферы не ставят своей целью веселить кого-то. Учёные, изучающие этот феномен, утверждают, что их жертвой может стать каждый из нас.

Люди по всему миру теряют миллиарды долларов, сообщая данные своих банковских карт «сотрудникам налоговой службы», отправляя переводы понравившимся «девочкам», совершая десятки других глупостей. И происходит это не потому, что люди слишком доверчивы или не знают о существовании мошенников. Дело в том, что обманщики обращают против нас некоторые психические особенности, которые обычно помогают нам выживать в нашем сложном мире.

Огромные призы

Эта тактика просматривается практически у всех мошенников. Это может быть и «Путешествие на Гавайи», и даже целое состояние, например, в случае удачного вложения денег в кошелёк уже упомянутой особы королевских кровей из жаркой Нигерии. Тут всё довольно очевидно. Человек скорее рискнёт расстаться с личными данными и сбережениями ради незабываемого круиза, чем, допустим, ради пляжного полотенца. Связано это в том числе и с тем, что мы склонны принимать неумные решения, когда на кону стоит что-то очень желанное.

Если верить исследованиям, в подобных ситуациях большинство людей не склонны взвешивать плюсы и минусы, а также просчитывать долгосрочные последствия.

Это происходит потому, что эмоции играют очень важную роль в процессе принятия нами решений. Учёные активно работают над изучением причин подобного поведения, и им удалось установить, что граница между эмоциями и логикой крайне размыта. Области мозга, задействованные в мышлении самого высокого уровня, например, префронтальная кора, отвечают также и за переживания. Это в какой-то степени объясняет силу эмоциональных триггеров, которые могут вызывать сбои в широком спектре от рабочей памяти до когнитивного контроля. Поэтому совсем не удивительно, что эта перегрузка иногда используется против нас.

Потребность в постоянстве

Также довольно часто мошенники используют приём, который в психологии носит устоявшееся наименование «нога в дверь». Это привычная схема, например, на сайтах знакомств. Мужчины, движимые желанием найти спутницу жизни, клюют на милую мордашку на фотографии, начинают общаться, и в какой-то момент получают послание с мольбой перечислить «избраннице» десять-двадцать долларов на помощь в какой-то «непредвиденной ситуации». Затем просьба повторяется, запрашиваемая сумма увеличивается, и так до тех пор, пока Ромео не поймёт, что Джульетте от него нужны только деньги.

Полезно почитатьЧитайте также:
Как защитить ребёнка от онлайн-угроз?

Учёные, изучавшие это проявление человеческой глупости, склонны считать, что за подобным поведением стоит так называемая «потребность в постоянстве». Эта черта личности проявляется у всех людей по-разному, однако очень многие из нас придают огромное значение своей личной последовательности в действиях и решениях.

Это великолепное качество, которое может означать выполнение обещаний, данных друзьям, родным, коллегам и даже государству. В то же время, из-за него человек легко становится жертвой мошенников. Он будет раз за разом переводить им деньги, чтобы казаться последовательным, поддерживать в себе ту иллюзию, на которой во многом зиждется его личность.

Эвристика доступности

Эта стратегия чрезвычайно распространена и в общем-то проста — мошенники отражают в своих посланиях актуальные события, мелькающие в новостях. Например, если в вашем городе сгорел дом, то почти наверняка в одной из местных групп общения в Интернете появятся реквизиты, на которые надо перечислить деньги, чтобы помочь пострадавшим.

Всплески подобных просьб наблюдаются также после крупных природных катастроф, вроде наводнений и землетрясений в той или иной стране. Это довольно эффективный способ выманивания денег, который, кстати, опирается не на особенности нашей личности. В его основе лежит одно из предубеждений нашего мозга, которое принято называть «эвристикой доступности».

Этот психологический феномен заставляет нас легче верить в то, с чем мы лучше знакомы и о чём слышали ранее. Если вокруг все говорят о пожаре или землетрясении, и всё это подтверждается новостным потоком в СМИ, то, увидев сообщение о сборе средств для помощи пострадавшим, вы невольно экстраполируете истинность одного на другое. Это предубеждение может показаться уязвимостью человеческого мышления, однако в большинстве случаев оно крайне полезно в повседневной жизни.

У нас часто нет времени тщательно проверять каждый факт, и этот приём позволяет нам быстро принимать те или иные решения. Например, если вы знаете о том, что началась эпидемия гриппа, и начинаете хлюпать носом, то не будете изучать медицинские справочники и энциклопедии, чтобы диагностировать своё состояние и найти методы борьбы с недугом. Вы либо начнёте заниматься привычным самолечением, либо, что более правильно, пойдёте к врачу, чтобы сэкономить время.

Почему мы верим мошенникам?

Людей, ставших жертвами мошенников, принято жалеть, но при этом многие считают их излишне глупыми и доверчивыми. Однако на их месте может оказаться любой из нас. Потому что у нашего мозга есть особенности и слабые стороны, о которых преступники прекрасно осведомлены.

Впрочем, поняв, как они пользуются теми или иными уязвимостями, можно научиться обращать внимание на тревожные признаки. Это будет одной из самых надёжных линий обороны от посягательств на ваш кошелёк.

Текст Григорий Маркарян