Потенциал ума. Урок Эрла Найтингейла

127

Представляем вам речь «Чудо вашего ума» писателя и радиоведущего Эрла Найтингейла. Он произнёс её в 1960-х годах в рамках своей радиопрограммы «Лидируй на поле»

При рождении все существа появляются снабжёнными всем необходимым для успешного выживания. Все они рождаются с набором инстинктов, которые будут выполнять большую часть работы за них, поэтому они не нуждаются в большом мозге. Возьмите, например, великолепного белоголового орлана. Мы с женой видели десятки этих птиц недавно, когда рыбачили на Аляске. Мы с изумлением наблюдали, как орёл пикирует вниз и выдёргивает живую и порядочного размера рыбу из воды с первого захода.

Ещё более удивительным является зрение орла. Из-за необходимости видеть с большой высоты мелких грызунов, движущихся в траве, или рыбу, плавающую в нескольких дюймах под поверхностью воды, его невероятные глаза занимают почти всё пространство головы. Для орла его глаза — самое главное, а всё остальное работает в унисон с ними. Его мозг крошечный, он не даёт возможности этой птице думать, планировать, запоминать, он просто заставляет своего хозяина реагировать на какую-либо побудительную причину.

То же самое характерно для большинства других живых существ. И красивая морская свинка, и шимпанзе, который имеет намного больший мозг, легко приручаются и дрессируются. Только одно существо развивается двадцать лет, чтобы созреть и властвовать над всеми остальными и даже над самой Землёй. Это существо имеет сегодня власть, чтобы уничтожить всю жизнь на планете за несколько часов. Только одному существу даётся богоподобная сила создавать свою собственную жизнь в соответствии с образами, которые он держит в своём замечательном уме. Всё, что создано людьми, является результатом постановки целей.

Откуда мы знаем, что болезни, которые приносят нам столько бед, будут искоренены? Человечество ставит цель — победить все болезни, свойственные нам, и побеждает их одну за другой. Мы никогда не ставим таких целей, которых не могли бы достигнуть. Даже высадка на Луну в настоящее время находится в процессе достижения. Никто никогда не добился чего-то важного, не имея заранее поставленной чёткой цели, в направлении которой нужно работать.

Я надеюсь, вы поставили для себя цели и начали думать о них каждый день, чтобы запечатлеть их в своём уме. В частности, в своём замечательном подсознании, потенциал которого намного больше, чем вы можете себе представить. Мощь подсознания может прийти к вам на помощь.

Всё, что у вас есть сегодня: работа, отношения с семьёй и другими людьми, ваша философия жизни, религиозное мировоззрение — пришло к вам в результате использования своего ума. Но имейте в виду: учёные доказали, что любой из нас использует не больше 10 % от своих умственных способностей. В статье газеты «Субботнее обозрение» наш старый друг Герберт Отто, педагог, социальный психолог, председатель Национального центра по исследованию человеческого потенциала, напомнил нам, что многие известные учёные, такие как Абрахам Маслоу, Маргарет Мид, Гарднер Мерфи и Карл Роджерс, поддержали гипотезу, что человек использует очень малый процент своего умственного потенциала.

Маргарет Мид называет цифру в 6 %. Герберт Отто написал: «Моя собственная оценка — это 5 %. Или даже меньше». Неврологические исследования пролили свет на потенциал человека. Работа в Научно-исследовательском институте мозга Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) подтверждает огромные способности, скрытые в каждом человеке.

Исследователи выдвигают невероятную гипотезу: максимальная творческая способность человеческого мозга безгранична, какой бы сферы деятельности это ни касалось. Если использовать аналогию с компьютером, то человек представляет собой гигантское хранилище информации. Однако мы ещё не научились программировать себя, чтобы использовать эти данные для нахождения решений при достижении целей.

Другое сообщение на эту тему появилось в советском журнале Soviet life («Советская жизнь») на английском языке: «Последние данные в области антропологии, психологии, логики и физиологии показывают, что потенциал человеческого ума на самом деле очень велик. Как только современная наука дала нам некоторое представление о структуре и работе мозга человека, мы были поражены его огромным резервам мощности».

Это было написано Иваном Ефремовым, выдающимся советским учёным и писателем. Вот продолжение мысли: «Если бы мы могли заставить наш мозг работать хотя бы на 50 % своей мощности, мы могли бы без каких-либо затруднений знать сорок языков, запомнить 50-томную БСЭ до каждой буковки и проходить курсы большого количества учебных заведений». Это утверждение вряд ли можно назвать преувеличением. Это общепринятое теоретическое представление об умственном потенциале человека.

Итак, как мы можем использовать этот гигантский потенциал? Это большая и очень сложная задача со многими ответвлениями. Отто по этому поводу сказал: «Совершенно очевидно, что люди, которые продолжают всю жизнь заниматься своим умственным развитием, имеют значительную энергию и ярко выраженное стремление к успеху. Они ставят цели и берут на себя ответственность за свои действия».

Способ, которым большинство людей эксплуатируют свой разум, можно назвать устаревшим. Он свойственен людям начала XIX века, когда колонистами было заселено только восточное побережье Северной Америки. На западе простиралась малоисследованная сырьевая часть того, что позднее превратилось в невероятное богатство. Там находилось 90 % природных ресурсов, которые позволили создать нынешний высокий уровень жизни американцев.

Если всё, что у вас есть, является результатом использования только 5–10 % вашего ума, вдумайтесь на минутку, чем это обернётся для вас и вашей семьи, если вы сможете повысить этот процент. В этой передаче я расскажу вам, как использовать больше ваших умственных возможностей, как развить какую-то часть оставшихся 90 % целины.

Никто из нас, как правило, не имеет ни малейшего представления о реальных возможностях своего мозга. Но поверьте моим словам: ваш ум можно сравнить с неоткрытым золотым рудником. И не имеет значения, сколько вам лет: семнадцать или семьдесят. Взгляните на это в таком ракурсе: ваша задача на будущее заключается в том, чтобы преодолеть разрыв, который существует между тем, где вы сейчас, и целью, которую вы намерены достичь. Эту задачу необходимо решить.

Роберт Сишор, когда он возглавлял кафедру психологии Северо-Западного университета (г. Эванстон), отметил, что успешные люди — это не те, у кого нет проблем. Это те, кто научился решать свои проблемы. Вам необходимо сделать то же самое: жить успешно, добиваясь того, чего вы хотите от жизни. Всё зависит исключительно от умения решать проблемы, стоящие между вашим нынешним положением и точкой, которую вы хотите достигнуть. Задачи и цели являются частью жизни.

Цели и задачи есть у всех, хотя они зачастую выражены не очень конкретно, например, в виде мечты. К сожалению, многие тратят много времени на неправильные цели. Многие переживают о вещах, которые никогда не происходят, и о том, на что они всё равно не могут повлиять. И такие вещи занимают 40 % наших мыслей. В 30 % случаев мы беспокоимся о вещах, которые уже произошли, то есть их уже никак нельзя изменить. 12 % мыслей занимает избыточное беспокойство о своём здоровье. 10 % нашей энергии идёт на разные мелкие заботы.

А вот что касается реальных проблем и забот, то мы уделяем этому лишь 8 % наших усилий. Получается, что в среднем человек 92 % своих забот направляет на всякую ерунду. Это отнимает ценное время, вызывает стресс и даже душевные страдания. И пользы от всего этого нет абсолютно никакой.

Реальных, разумных забот бывает два вида: задачи, которые мы можем решить, и задачи, которые мы своими силами решить не в состоянии. Но большинство наших реальных проблем, как правило, попадают в первую группу. То есть мы вполне можем их решить, если будем знать, как это сделать.

Вероятно, существуют миллионы людей, думающих, что в настоящее время они живут не той жизнью, которой хотят. Дело в том, что они смотрят на проблемы не как на вызовы, которые нужно принять, а как на широкие пропасти, через которые они не в силах построить мост. На самом деле успешные люди имеют те же задачи, что и все остальные. Надо понять, что существуют сотни тысяч или даже миллионы людей, чьи цели схожи с нашими. Так что всё дело сводится не к проблеме самих задач и целей, которые являются общими для всех нас, а к нашей способности их решать и достигать.

Итак, я надеюсь, что вы уже выбрали себе цель. Помните, что вы станете тем и достигните того, о чём вы думаете. Поэтому если вы думаете о своей цели, вы её осуществите. Но как это произойдёт? Здесь вам поможет как раз ваш ум. Возможно, лучшим способом описать ум является цитата лауреата нескольких Пулитцеровских премий Арчибальда Маклиша. В одной из его пьес герой говорит: «Единственная вещь, которая отличает человека, — это его ум. Всё остальное вы можете найти в свинье или лошади».

Это не слишком приятная правда. Но она означает, что всё, что мы имеем в жизни, приходит к нам благодаря нашему уму: наши убеждения, таланты, знания, способности, любовь наших родных, профессиональные достижения. Всё это находит отражение в наших умах. И всё, что придёт к нам в будущем, тоже будет результатом того, в какой степени мы используем свои умы.

Тем не менее, это последняя вещь, куда большинство людей обратится за помощью. Люди предпочитают не задействовать свои огромные умственные ресурсы, когда они сталкиваются с проблемой. Почему? Потому что они никогда не учились думать. Это так, хотя вы можете мне и не верить. Большинство людей вообще не думают на протяжении всей своей жизни. Они используют память, но запоминание не относится к творческому мышлению, к созданию чего-то нового. Люди реагируют на внешние стимулы, но и это не является настоящим мышлением.

Помнить о том, что перед сном нужно устанавливать будильник, и вставать, когда он звенит по утрам, — это никак не связано с мышлением. Мы бреемся, одеваемся, завтракаем, собираемся на работу — это всё делается на автомате. На работе мы обычно попадаем в привычную, повседневную жизнь. Вечером мы идём домой, после чего процесс повторяется.

Позвольте ещё раз высказать эту мысль: большинство людей не умеют думать. Когда они сталкиваются с проблемой, они пойдут на всё, чтобы не думать. Они будут просить совета, причём, как правило, у тех, кто знает не больше их самих. Например, у коллег или родственников.

Наверное, лишь один человек из нескольких тысяч эффективно использует свою записную книжку, то есть записывает задачи в верхней части страницы, после чего включает свой мыслительный аппарат, чтобы попытаться их решить. На самом деле лишь небольшой процент людей действительно думает в полном смысле слова.

Оглянитесь вокруг. Почти всё, что вы видите, создал или изменил человеческий разум. За последние полвека мы прошли больший путь в области прогресса, чем за все предыдущие 10000 лет человеческой цивилизации. 90 % всех учёных, которые когда-либо жили на нашей планете, живут сегодня. Во многих сферах мы достигли такого уровня, который и не снился даже самым оптимистичным предсказателям ещё тридцать лет назад.

Но каждая новая идея рождает другие идеи. Мы живём в эпоху, когда развитие одной сферы человеческой деятельности тянет за собой другие. Наши атомные станции и корабли поражают воображение. Компьютеры, работающие со скоростью света, экономят месяцы и годы нудных расчётов. Всё это зарождается и развивается благодаря самому мощному средству в мире — человеческому разуму.

Астроном Харлоу Шепли из Гарвардского университета сказал, что человечество вступает в совершенно новый этап своего развития — «эпоху ума». И вы, мой друг, один из его представителей, свободный и яркий.

Теперь давайте рассмотрим несколько фактов. Стандартная продолжительность рабочей недели в 40 часов будет постепенно снижаться. Это означает, что среднестатистический работающий человек будет иметь в своём распоряжении громадное количество свободного времени. Впрочем, уже сегодня ситуация следующая: человек бодрствует около 6000 часов в год, из них только 2000 часов приходится на работу. Остаётся 4000 свободных часов, с помощью которых человек может делать очень многое.

Я хочу вам порекомендовать посвящать хотя бы один час по будничным дням тому, чтобы упражнять свой ум. Выберите один час в день, который у вас обычно свободен. Для меня лучшее время — это за час до того, когда нужно вставать на работу. Ясный ум, тишина в доме, чашка горячего кофе — идеальные предпосылки к тому, чтобы начать использовать свои мозги.

И вот один хороший способ, как это делать на практике. В начале этого часа берите чистый лист бумаги и в верхней его части формулируйте ясно и просто свою нынешнюю важную цель. Поскольку наше будущее зависит от того, как мы справляемся со своей работой, запишите как можно больше идей улучшения того, что вы делаете сейчас. Попытайтесь придумать двадцать возможных способов, как сделать продуктивнее свою работу. У вас не всегда будет получаться так много идей, но даже всего одна идея — это уже хорошо.

При этом помните о двух важных моментах. Первое: это будет не очень легко делать. Второе: от большинства ваших идей не будет никакой пользы. Когда я говорю, что это не так просто, я имею в виду, что вы столкнётесь с теми же сложностями, какие возникают при формировании какой-либо новой полезной привычки. В частности, вы обнаружите, что тяжело вытаскивать себя из старой, привычной колеи.

Раз вы думаете о своей работе и способах, которыми она может быть улучшена, запишите все идеи, посетившие вашу голову, пусть они даже кажутся вам абсурдными. Позвольте мне рассказать вам, что произойдёт. Некоторые из ваших идей будут хорошими, и их стоит протестировать. Однако самое главное, что вы получите от этого часа, — это то, что ваши цели глубоко проникнут в ваше подсознание и активизируют весь ваш потенциал. Кроме того, если вы сможете придумывать 20 идей в день, это даст вам 100 идей в неделю или 5200 — в год. А потребует это занятие от вас 260 часов в год. Много ли это? Нет, учитывая то, что у вас будет оставаться 3740 свободных часов на любые другие вещи.

Это означает, что вы будете думать о целях и способах увеличения своей продуктивности 6,5 дополнительных рабочих недель в год (260/40). Эти дополнительные шесть с половиной сорокачасовых недель, посвящённых мышлению и планированию, помогут вам выиграть в любой конкурентной борьбе. И этот способ всё равно будет оставлять вам 7 часов в день на тот досуг, который вы предпочитаете. Кроме того, он вообще не затрагивает уик-эндов.

Начиная каждый будний день с размышлений, вы удивитесь тому, сколько действительно хороших идей вырабатывает ваше подсознание. Записывайте их сразу же. Одна отличная идея способна революционным образом сказаться на вашей работе, а заодно и на вашей жизни. Если вы хотите развить мышцы своего тела, вы занимаетесь ежедневными физическими упражнениями. Мышление развивается точно так же.

Но человеческий ум может всё на свете. А вот мускулы человека, даже самые развитые, являются ничтожными в сравнении с мускулами некоторых животных. Если бы человечество зависело только от своих мышц, оно, вероятно, давно бы вымерло, как это произошло с динозаврами и множеством других видов и отрядов живых существ. А ведь динозавры были самыми физически сильными существами, которые когда-либо населяли планету.

Давайте я вам расскажу о некоторых достижениях, о которых люди, использовавшие метод одного часа, сообщали мне. Продавец офисного оборудования за месяц продал больше товаров своей компании, чем раньше продавал за целый год. А работал он в ней уже четыре года. Учительница воскресной школы, у которой было всего пять учеников, поставила себе цель довести их количество до тридцати человек. В своём последнем письме она рассказала мне, что теперь у неё в классе 25 учеников. Она почти достигла цели.

Я использовал эту систему в течение многих лет, и она принесла в мою жизнь самые приятные и полезные события. И это требует всего пяти часов в неделю. 5 часов из 168. Именно в эти пять часов вы, образно говоря, добываете чистое золото из массивной золотоносной жилы. Каждый раз, когда вы пишите свою цель вверху листа, думайте, что она только того и ждёт, чтобы вам покориться, а задача только и ждёт своего решения. Формулируйте любую цель с верой в её реальность и призывайте всю мощь своего ума на её достижение. И поверьте мне, что вы добьётесь своего. Когда вы это делаете, вы как бы оказываетесь в сидении водителя жизни, а не её пассажира.

Теперь давайте кратко подведём итог. С этой недели начните проводить один час каждого буднего дня, генерируя максимальное число идей для решения своих целей. Попробуйте получать двадцать таких идей ежедневно. Не поддавайтесь разочарованию при неудачах. Помните, что от умения достигать своих целей зависит качество выполнения той работы, которой вы сейчас заняты, а значит, и всё ваше будущее.

Как только вы начнёте нагружать свой ум этим упражнением, я уверен, что вы захотите продолжить эту практику. Только представьте, как изменится ваша жизнь, если вы сможете задействовать дополнительные резервы своих умственных способностей, не довольствуясь обычными 5–10 %.

Помните, что успешный человек — это синоним целеустремлённого человека. Успешные люди — это те, кто научился эффективно решать проблемы на пути к своим важным целям.

Не тратьте время и энергию, беспокоясь о малозначимых вещах или уже произошедших событиях, а также о ситуациях, которые вам всё равно не подвластны или вероятность наступления которых ничтожно мало. Сосредоточьтесь на реальных и важных вещах. Постарайтесь отделить реальное и важное от пустякового и надуманного.

Человеческая раса за последние пятьдесят лет продвинулась вперёд дальше, чем за прошлые 10 тысяч лет нашей цивилизации. Сейчас мы живём в середине золотого века человечества, о котором предыдущие поколения могли только мечтать. И будет ещё лучше.

Единственная вещь в мире, которая может привести вас к вашей цели, — это ваш ум. То, как вы используете его, и то, насколько эффективно вы воплощаете в жизнь хорошие идеи, которыми ваш ум вас снабжает, прямо влияет на ваше благополучие. К сожалению, многие из нас не слишком полагаются на свой ум, многие не понимают, какой гигантский потенциал кроется в их черепной коробке. В каждом из нас сидит гений, которому мы за всю жизнь так и не даём возможности проявить себя. Если мы будем копать достаточно глубоко, то обязательно наткнёмся на него и освободим. Это и есть чудо вашего ума.

А теперь упражнение:

Потенциал ума. Урок Эрла НайтингейлаСоставьте список всех своих проблем и опасений.

Потенциал ума. Урок Эрла НайтингейлаИз этого списка выберите те, что являются надуманными и малозначимыми, а также те, что являются важными и реальными.

Потенциал ума. Урок Эрла НайтингейлаМалозначимые и надуманные проблемы выкиньте из головы, а для остальных наметьте стратегию решения.

Потенциал ума. Урок Эрла НайтингейлаС сегодняшнего или завтрашнего дня начните проводить по 1 часу в день, упражняя свой ум. То есть записывайте идеи для улучшения своего настоящего или для достижения своей текущей цели. Постарайтесь генерировать минимум 20 идей ежедневно.

Потенциал ума. Урок Эрла НайтингейлаПротестируйте идеи, которые, по вашему мнению, заслуживают внимания.

*   *   *

На этом завершается речь Найтингейла. Вот что ещё хочу сказать: мы живём в такие времена, когда вроде бы и неприлично не ставить перед собой цели. Есть много книг и тренингов, рассказывающих о важности постановки целей и способах их достижения. Тем не менее, многие люди до сих пор считают, что не стоит себя загружать каким-то планированием, а нужно просто жить и не заморачиваться.

Таких людей я переубеждать не буду. Приведу лишь цитату Наполеона Хилла. Считаю её гениальной мыслью по поводу важности цели в жизни: «Вы являетесь хозяином своей судьбы. У вас есть возможность управлять своими мыслями и своим окружающим миром, делая свою жизнь такой, какой хотите. Или вы можете отказаться от этой возможности и бросить себя в пучину жизненных обстоятельств, где вы будете метаться туда-сюда как щепка на волнах океана».

В общем, цели нам нужны, чтобы не уподобиться щепке, болтающейся в океане. Уж лучше быть большим, гордым кораблем, который идёт по точно проложенному курсу. Удачи!

Текст Леонид Карпов