Проблема многозадачности на работе

14
Проблема многозадачности на работе

На сегодняшний день обычной для любого офиса выглядит такая картина: сотрудник на своём рабочем месте старается выполнить поставленную задачу, но одновременно отвлекается на мейл, рабочие контакты, Интернет-сайты, прибавляя к этому ещё и работу над мелкими заданиями. Это может показаться нормальным, но американский нейропсихиатр Тео Компернолле опровергает в своих работах такое мнение

По словам этого доктора медицины, именно по причине постоянного стремления делать несколько дел одновременно офисные работники испытывают постоянные ощущения хронической усталости и стрессов, при этом выдыхаясь уже после половины рабочего дня.

Главная задача при этом остаётся, в большинстве случаев, невыполненной в поставленные сроки или выполненной недостаточно качественно. Тео Компернолле утверждает, что причиной подобных проблем является именно многозадачность.

Три главных функции головного мозга

К когнитивным функциям, работающим в нашем головном мозге и отвечающим за наши мысли и действия, относятся:

— рефлексирующий (мыслящий) мозг

— рефлекторный мозг

— архивирующий мозг

Рассмотрим три этих рабочих системы подробнее.

1 Рефлексирующий (мыслящий) мозг

Он появился позже всех остальных функций. Это то, чем люди отличаются от животных, — он отвечает за абстрактное мышление, операции с теми объектами, которые не подвержены органам чувств. Благодаря наличию этого мыслящего мозга человек способен владеть связной и логичной речью, без усилий говорить и писать на своём родном языке, обмениваясь своими размышлениями и знаниями с другими людьми.

Способность помнить прошлое, накапливать жизненный опыт, делать определённый выбор в настоящем и планировать будущее также имеется у людей благодаря наличию мыслящего мозга. Именно в результате этого стал возможен научно-технический прогресс, плодами которого мы пользуемся ежедневно. Мы можем прогнозировать будущее в различных вариантах, обдумывать решения, принимать или отвергать их, делать научные изобретения.

Важной особенностью мыслящего мозга является то, что в один промежуток времени он может концентрироваться только на одном деле. Именно это и является главной идеей доктора Тео Компернолле, в связи с чем он столь настойчиво рекомендует избавиться от многозадачности.

2 Рефлекторный мозг

В отличие от рефлексивного, он появился первым. Присутствует также у животных. Отвечает за срабатывание рефлексов, которые есть как у животных, так и у человека. Этот мозг непосредственно воспринимает данные, которые идут от внешних органов чувств, и способен обрабатывать только эту информацию. Поэтому он не способен оперировать с прошлым и анализировать будущее. Операции с абстрактной информацией для него недоступны.

3 Архивирующий мозг

Его функции отвечают за накапливание, хранение и упорядочение всей многочисленной информации, причём не только той, которая была воспринята извне, но и той, которая была создана в процессе работы самого ума. Данный мозг обладает важным свойством, которое было выявлено в результате многочисленных исследований: он использует для работы те же пространства «оперативной памяти», что и мыслящий мозг, поэтому одновременно они работать не могут. Наиболее эффективно работа архивирующего мозга идёт именно во сне.

Уникальный мыслящий мозг

Одним из главных свойств, отличающих человека от животных, является способность контролировать свои рефлекторные реакции и выделять определённое время на обдумывание и принятие решений. Этой способностью человек обязан именно наличию мыслящего мозга, который представляет собой весьма сложную, медленно работающую систему.

Делает эту систему уникальной способность обрабатывать информацию, которая не была непосредственно воспринята из внешнего мира органами чувств, а является абстрактной. Благодаря этому мы можем изучать сложные науки, делать изобретения, писать книги и многое другое. Также благодаря этой уникальной способности человек владеет логической речью, может читать и писать, причём не только на своём родном языке, но и на изученном иностранном.

Дар связной и логичной речи воистину бесценен — благодаря ему мы можем общаться с различной целью, в том числе с целью приобретения новых знаний и обучения новым умениям. Сюда же относятся аналитическое мышление, творчество, философские и религиозные рассуждения, преодоление поставленных внешними условиями проблем, логика, фантазия и много другое.

Главной особенностью мыслящего мозга является постепенность его работы, а также то, что за один промежуток времени он не способен работать над несколькими задачами. Для него требуется определённое время, возможность обратить внимание, сосредоточиться и медленно всё обдумать. Именно данным свойством обусловлена его способность размышлять о прошлом и будущем, строить долгосрочные планы. Животные этого делать не могут. Поэтому зачастую к мыслящему мозгу применяют название «целеориентированный».

Можно также выделить одно из важных свойств человека — возможность сознательного контроля рефлексирующего мозга над рефлекторным. За это его иногда называют доминирующим.

Чтобы успешно решать задачи, учитесь чётко и ясно думать

Условия существования современного человека делают необходимым постоянное доминирование мыслящего мозга над примитивным рефлекторным. Это особенно актуально по отношению к образу жизни офисного работника. Современный интеллектуальный работник действует в постоянно меняющихся и сложных условиях. Часто ситуация развивается непредсказуемо. Поэтому именно мыслящий мозг должен доминировать в работе интеллектуала.

Положение, когда рефлекторный мозг доминировал над мыслящим, было хорошо для далёкого прошлого, когда наши предки постоянно вынуждены были вести жестокую борьбу в опасной окружающей среде. Тогда действительно некогда было раздумывать, надо было молниеносно действовать в соответствии с рефлексами.

Но современный человек живёт в совершенно другой среде, и именно уровень интеллекта и навыки владения им определяют его шансы на успех в городской среде. Очень важными также являются навыки коммуникабельности и общения, так как сложные задачи часто ставятся не перед одним человеком, а перед командой. Также важно уметь учиться у других, перенимать чужой опыт. Всё это невозможно без делового общения. И здесь также на первый план выходят функции мыслящего мозга.

В связи с этим важно подчеркнуть необходимость регулярного и нормального отдыха, то есть перерывов в работе на определённые промежутки времени. Это нужно потому, что архивирующему мозгу тоже надо давать возможность работать. А он работает наиболее активно именно в те периоды, когда мыслящий мозг отдыхает.

Ваш помощник — компьютер

Конечно, современные компьютеры являются бесценными помощниками для человека, но они могут оперировать только с хранящейся в них информацией и только по заданным алгоритмам. Источником идей, понимания и вдохновения по-прежнему остаётся человеческий мозг.

В паре человек-компьютер ведущим звеном на сегодняшний день по-прежнему остаётся человек. Именно перед ним стоят задачи по осмыслению накопленной информации и опыта, в результате чего рождается бесценная мудрость. Только после этого можно вести речь о пользовании современными возможностями информационных технологий и их взаимодействия с человеческим мозгом.

Современные условия диктуют человеку необходимость учиться не только в определённый период, но и в течение всей его жизни. В процессе обучения интеллектуальным навыкам человек должен не только накапливать информацию и знания, но и целенаправленно обрабатывать их, внимательно размышлять, обсуждать с другими людьми.

Немаловажное место в процессе учения занимает метод проб и ошибок, умение анализировать как успехи, так и неудачи. Всё это ещё раз выдвигает на первый план необходимость создания нормальных условий для функционирования мыслящего мозга. Далее мы рассмотрим, почему многозадачность является главной помехой на пути нормальной работы.

Интеллект «отключается» в условиях многозадачности

Исследователи выделяют две разновидности многозадачности. Первый вид — это параллельная многозадачность. Это означает, что работник пытается совместить два или несколько дел в один и тот же промежуток времени. Например, он пытается одновременно отвечать на конференц-звонок и на письма по мейлу.

Второй вид — это последовательная многозадачность — во время неё работник пытается выполнить несколько заданий с переключением между ними. В таких условиях он старается сделать несколько дел по частям. Например, он начинает работать над служебной запиской, но через некоторое время переносит своё внимание на ответы по мейлу. После того, как вторая задача будет выполнена полностью или частично, он переключается обратно на первую.

Многочисленные исследования показали, что для мыслящего мозга оба этих варианта одинаково плохи, так как идёт непрерывное передёргивание между несколькими заданиями. Также часто в такой ситуации в дело вмешивается рефлекторный мозг, который помогает выполнять привычные действия, предоставляя при этом мыслящему мозгу возможность заниматься более сложным делом.

На развитие концепции многозадачности большое влияние оказали компьютерные науки. По аналогии с мыслящим мозгом, последовательный процессор также способен выполнять в один промежуток времени только одну задачу. Но современный уровень развития компьютерных технологий дошёл до того, что скорость переключения процессора между задачами очень мала — настолько, что пользователю кажется, что процессор делает несколько дел одновременно.

При этом он использует оперативную память для помещения в ней временной информации. Но возможности оперативной памяти не безграничны, так как она функционирует подобно школьной доске — если она полностью исписана, то для того, чтобы написать на ней что-то новое, необходимо стереть старую информацию. Подобным образом функционирует и человеческий мозг.

Представьте, например, что рабочий, ремонтирующий ваш дом, время от времени отвлекается на то, чтобы сходить в магазин за продуктами или выйти в Интернет на своём смартфоне. Разве в такой ситуации можно говорить об эффективности его работы? Разве задача по ремонту будет выполнена качественно и в срок? В высшей степени сомнительно.

Но именно в таком режиме действует сегодня большинство офисных работников. Возможно, это происходит потому, что они не предупреждены о неспособности мыслящего мозга делать несколько дел одновременно. Искусственное введение мозга в режим многозадачности неизбежно приводит к снижению скорости, креативности, эффективности и качества в работе. Не говоря уже о том, что это может привести к синдрому хронической усталости и постоянному стрессовому состоянию.

Решение проблемы

Возможности мыслящего мозга поистине огромны, но есть некоторые вещи, которым он научиться никогда не сможет. Это работа в режиме многозадачности. Следует ещё раз подчеркнуть: одновременно мозг может работать только над одной задачей. Если пытаться заставить его работать над двумя когнитивными задачами одновременно, он сможет только имитировать работу, всё время быстро перепрыгивая с одного дела на другое. У человека создаётся иллюзия, что он нормально работает в режиме многозадачности, но за это ему придётся расплачиваться хронической усталостью, снижением креативности и эффективности, а также постоянными стрессами.

Таким образом, у современных коммуникационных технологий есть и оборотная сторона — состояние постоянного пребывания в контакте, онлайн, резко снижает качество и скорость умственного труда.

Если постоянно ставить мыслящий мозг в такое положение, он со временем начнёт уступать своё место рефлекторному мозгу, а тот будет диктовать свои условия — влиять на действия человека так, как считает нужным.

В такой ситуации можно рекомендовать только одно решение проблемы — искоренять многозадачность. Многим это может показаться трудновыполнимым, но результат упорядочения работы мозга того стоит. Работник будет вознаграждён резким повышением интеллектуальной продуктивности, сведя к минимуму количество переключений с одной задачи на другую в течение рабочего дня.

Текст Эльмар Велиханов

Оставить комментарий:

Please enter your comment!
Please enter your name here