Буллинг в школе

213
Буллинг


20 апреля 1999 года два старшеклассника, вооруженные обрезами и самодельными гранатами, поднимаются в столовую школы Колорадо, планируя взрыв на время, когда в столовой будет больше всего людей. Устройства не срабатывают, тогда школьники начинают расстреливать детей, продвигаясь по коридорам

Содержание

  1. Что такое буллинг
  2. Чем плох и чем хорош буллинг
  3. Разновидности
  4. Стадии буллинга
  5. Причины и мотивы травли
  6. Участники буллинга
  7. Особенности современного буллинга
  8. Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?
  9. Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
    а) Что делать родителям
    б) Что делать учителю
    в) Что делать ребёнку
  10. Как бороться с буллингом в школе?
  11. Если твой ребёнок буллер
  12. Профилактика буллинга
    Заключение

В результате стрельбы погибли 13 человек, включая одного учителя, было ранено 23 ученика, после чего подростки застрелились сами. Общество согласилось, что основной причиной острого психического состояния молодых людей была травля со стороны одноклассников.

Массовое убийство в школе Колумбайн послужило причиной пересмотра законодательства в сфере оборота оружия, доступа детей к Интернету и породило целую войну с видеоиграми. Помимо этого оно привлекло внимание общественности к проблеме буллинга.

Весь спектр человеческих отношений можно представить в дихотомии сотрудничества и соперничества, где на стороне сотрудничества стоит дружба и партнёрство, а на стороне соперничества — доминирование, подавление и конкуренция.

Сегодня поговорим о такой агрессивной форме подавления, как буллинг. Этому модному сегодня термину мир обязан школьной среде, которая стала благодатной почвой для процветания этого феномена. Подростковый возраст отличается особой жестокостью, но её можно назвать естественной и необходимой для формирования взрослого человека.

Сегодня предлагаем вам взглянуть на травлю с другой стороны, познакомиться со всеми участниками буллинга и выяснить, наконец, что же с этим делать.


Что такое буллинг

Что такое буллинг

Вся история буллинга имеет древние, если не сказать библейские, корни. Как хорошо было в раю! Нечего делить, пищи и любви хватает всем, а поэтому о зависти и злом умысле в действиях не могло быть и речи. С этими аспектами жизни люди столкнулись только на земле. Первым буллером стал Каин, а первой жертвой — Авель. Каин был высокомерен и кичился статусом старшего сына. Трагедией для него стало то, что Бог не принял его жертву, тогда как дары Авеля пришлись ему по вкусу.

Полезно почитатьВ самом общем смысле буллинг — это продолжительные повторяющиеся агрессивные действия с целью запугивания жертвы, которая не в состоянии себя защитить

Статистика буллинга печальна. Каждый год проводятся десятки опросов, направленные выяснить распространённость травли среди населения. Результаты всегда примерно одинаковы: в среднем половина каждой группы опрошенных (независимо от страны, в которой проводилось исследование) лично сталкивалась с буллингом. Самый большой процент среди знакомых с травлей людей — это подростки от 12 до 14 лет. Почему так происходит, поговорим позже.

Буллинг — явление интернациональное. Чаще всего затрагивает именно подростков, хотя встречается и во взрослой среде. Незначительно у взрослых и детей различаются формы, которые принимает травля.

Проявления и симптоматика буллинга:

оскорбления
обидные прозвища
толчки, пинки
вымогательство
угрозы
шантаж
насмешки
запугивание
бойкот, отказ от общения
клевета и сплетни
нарушение личного пространства
посягательство на личные вещи
задирание
провокации
насилие проявляется ещё и в стремлении заставить жертву делать неприглядные и унизительные вещи

Что такое буллинг

Несмотря на то, что травля встречалась во все времена, говорить о ней как о социальном явлении, требующем особого внимания, начали сравнительно недавно. Большинство исследователей — американцы, скандинавы и европейцы. В этих странах проблема буллинга получила особое раскрытие. Однако сказать, что найдены окончательно рабочие методы борьбы и профилактики, пока нельзя.




Первый научный труд появился под авторством П. Хайнеманна только в 1969 году, тогда термина буллинг ещё не было, а явление описывалось через его синоним — моббинг.

Полезно почитатьМоббингом называлось особое поведение стаи птиц, когда одной из них (отличавшейся, выделяющейся) не давали покоя другие: они отгоняли её и набрасывались, если она вторгалась в их пространство

В учёной среде социологов и психологов появился вопрос: как именно нужно данное явление понимать? Сформировалось две точки зрения:

Причастность к буллингу — это свойство исключительно личности, то есть продукт воспитания и проявление индивидуальных черт характера.

Травля — феномен групповой динамики. Это означает, что любая группа людей рано или поздно столкнётся с такой проблемой.

В этот период травля воспринималась как непосредственное и прямое причинение вреда жертве, такое как вербальное и физическое насилие. Уже в 1987 году в Норвегии состоялась первая международная конференция, посвящённая проблеме моббинга. Организатором стал Совет Европы, а всего выступило 40 участников из европейских стран.

По её результатам была издана книга, которая стала фундаментом для дальнейшего изучения феномена. В Дублине открылся центр изучения моббинга, работа которого направлена на исследование психологических особенностей преследователя и жертвы и разработку мер по предотвращению травли.

Что такое буллинг

С этого момента внимание к проблеме колоссально возросло, ведь она получила огласку. Количество научных трудов увеличивалось в геометрической прогрессии. Раскрылось и новое понимание буллинга через опосредованную агрессию, например, через распускание слухов и социальное отчуждение.

С 1990 года к изучению проблемы подключается множество стран мира, включая Россию, Японию, Канаду, Австралию. Создаются центры, экспертные советы, проводятся конференции, посвящённые этой теме.

Буллинг отличается от конфликта тем, что пострадавшая сторона не может за себя постоять, она полностью подавлена агрессором, тогда как конфликт — это столкновение сторон.

Травля опирается на 4 столпа:

Это всегда агрессивное поведение с негативным финалом.
Проявляется систематически в виде регулярных подкреплений.
Участники этих отношений обладают разным статусом и властью, то есть буллинг проявляется на фоне различий.
Это умышленное поведение.



Несколько мифов о буллинге:

Он проявляется только в классах со слабым классным руководителем.
Беспокойство должны вызывать только физические проявления агрессии.
Жертвами буллинга становятся только те, кто не может за себя постоять.
Учитель может в одиночку предотвратить буллинг (если это первый случай в младших классах).
Прогрессирующий буллинг можно остановить разовой мерой.
У буллера обязательно низкая самооценка.

Последствия буллинга, равно как и его роль в социальных отношениях, неоднозначны.


Чем плох и чем хорош буллинг

Чем плох и чем хорош буллинг

Главное негативное последствие травли — ощущение незащищённости от преследуемого человека.

Полезно почитатьБезопасность — одна из фундаментальных потребностей человека, следующая сразу за потребностью в пище и тепле, следуя теории Маслоу

Отсутствие безопасности грозит сильным стрессом и неспособностью к самоактуализации личности. Самоактуализация — это стремление к полному раскрытию своих возможностей.

Другое негативное проявление — одиночество. Жертва становится противопоставленной целой группе людей. Особенно быстро к этому приводит такой симптом буллинга, как бойкот. Он и становится самой частой причиной самоубийств среди преследуемых буллерами (или буллями) подростков.

Подрывается уверенность в себе и падает самооценка. Страх постоять за себя, нежелание провоцировать новую агрессию наводит на мысли о собственной беспомощности, жалкости. Человек может и не понимать, что его травят, и брать ответственность за обиды на себя, а затем и на весь мир. Буллинг может привести к психологическим отклонениям (например, хронической депрессии), психосоматическим заболеваниям (ночной энурез), а также к противоправным действиям жертв.

Согласно психологическим исследованиям, негативные последствия сказываются не только на жертве. Наблюдатели унижения также страдают от того, что бессильны сделать что-либо в этой ситуации. Они не могут идти наперекор сильному костяку, демонстрируя слабоволие и страх оказаться на месте жертвы.

Полезно почитатьБуллинг разрушает личность самого агрессора, закладывая деструктивные модели поведения для взрослой жизни

При таком объёме разрушительных черт травли, оправдывать её не имеет смысла. Однако у такого социального феномена есть положительные последствия, которые имеют место только при правильной педагогической или управленческой работе.

Буллинг — это своеобразная лакмусовая бумажка, которая показывает социальные роли и характеристики участников конфликта. Благодаря ему на ранней стадии могут быть выявлены и скорректированы деструктивные черты как обидчика, так и его жертвы. Таким образом, буллинг может привести к оздоровлению отношений в коллективе, осветив проблемные зоны.


Разновидности

Разновидности

Есть два близких по значению (если не сказать, синонимов) разновидностей буллинга. Для обозначения травли во взрослой среде, а именно в рабочем коллективе с целью увольнения одного из сотрудников, используется термин моббинг.

О хейзинге говорят, когда проявления травли сводятся к ритуальным унизительным действиям, которые обязана выполнить жертва для вступление в группу. Это может быть мытьё полов или бритьё головы. Часто встречается в спортивных, армейских и криминальных сообществах и служит поддержанию иерархии, имеющей для таких групп большую роль.

Существуют разные классификаций травли, основания которых различны:

По степени активности: агрессивный и пассивный.
По временным рамкам: ситуативный и постоянный.
По сфере распространения: аудиторный, досуговый, кибербуллинг (или информационно-коммуникативный).
По возможным последствиям: вызывающий приспособление к жизни, то есть это своего рода «положительное» последствие и способствующий формированию разрушительных шаблонов поведения.




Если брать за основу способы и излюбленные инструменты буллера, то травлю можно классифицировать так:

вербальная
направленная на изоляцию жертвы
физические издевательства
ложь и сплетни
порча вещей и отбирание денег
принуждение
расистский буллинг
сексуальный буллинг
кибербуллинг

В реальной жизни таких «чистых» видов буллинга не существует. Каждый случай — это винегрет из провокаций, насмешек и задираний.


Стадии буллинга

Стадии буллинга

Как и любой межличностный феномен, буллинг имеет свои логические начало, развитие и завершение.

Полезно почитатьЕсли вовремя не принять меры по предотвращению травли, она достигнет самой нежелательной фазы — полной капитуляции жертвы с опасными признаками психического истощения

Этапы буллинга:

1 Образование буллинг-группировки. Сначала выделяется лидер со склонностью к жестокости. Вокруг него собирается команда подражателей, которым необходима защита более сильного товарища или они также желают доминировать над сверстниками. Буллинг начинается с того момента, когда лидер впервые понимает, что его действия остались безнаказанными.

2 Жертва выбирается по признаку непохожести. Исследования показывают, что форма отличия может быть абсолютно любой: под раздачу попадают новички, иностранцы, отличающиеся физически люди или просто неугодные (например, в «офисном» варианте драмы).

3 Изредка возникают конфликты, но после них всё приходит в норму. Будущая жертва ещё в состоянии защищаться, поэтому в ссорах не выделяются сильные и слабые стороны. В соответствии со стандартом поведения в конфликтах, стороны принимают одну из трёх позиций: нападение, бегство или замирание.

4 Ссоры становятся регулярными, возникает вражда. Происходят злоупотребления в задирании. На этом этапе уже более отчётливо вырисовываются силуэты обидчика и жертвы, которая начинает замыкаться в себе. У буллера могут появиться угрызения совести, так как его примеру уже следует вся его команда.

Этапы буллинга

5 У преследуемого подрывается уверенность в себе, ему кажется, что во всём виноват он сам и что бы он ни делал, всё неправильно. Из-за стыда он не может ни с кем поделиться своей проблемой. Кульминация: закрепляется статус «жертвы», которая больше не в силах сопротивляться.

6 Пик буллинга — изоляция преследуемого. Постепенно с ним перестают общаться все члены группы, даже те, которые раньше оставались нейтральными. Из активного прямого «доставания» травля переходит в пассивную фазу, проявления у которой — сплетни и отказ от контактов.

7 Прогрессирование стресса жертвы. Она становится крайне уязвимой к любому взаимодействию и находится в постоянно угнетённом состоянии, начинает пропускать занятия и избегать сверстников. Появляются первые физиологические проявления стресса: потливость, покраснения на лице.

8 Продвинутая фаза буллинга — стремление обидчиков исключить жертву из сообщества (класса или офиса). Неформально им это уже удалось, к аргументам не подкопаешься: этот человек итак никому не нравится.

9 Симптомы стресса у жертвы перерастают в симптомы болезни, которые проявляются в свободное от занятий время. Весь организм восстаёт против посещения нелюбимого места. Появляются суицидальные мысли.

Проще говоря, любой буллинг начинается с конфликта, продолжается распределением ролей и задиранием, а закончится может печально. Однако конфликт можно корректировать тем успешнее, чем более ранняя фаза была выявлена.


Причины и мотивы травли

Причины и мотивы травли

Как уже говорилось, есть две теории относительно того, как понимать буллинг: через личность или через группу. Поэтому для наиболее полного понимания причин их нужно рассматривать в совокупности.

Полезно почитатьБуллинг не может быть вызван исключительно свойствами личностей участников или исключительно характеристиками группы и социальным контекстом

Буллер не станет буллером, если ему того не позволит окружающая среда, даже если у него есть к этому склонности. А агрессивный климат в коллективе не приведёт к травле, если в нём нет двух главных участников — обидчика и жертвы.

На примере школы покажем, какие могут быть социальные и психологические причины буллинга:

Групповые факторы возникновения

психоэмоциональный фон школы, повышенная напряжённость и тревожность
пример педагогического коллектива, в котором установлен авторитарный стиль взаимоотношений и агрессивные методы решения проблем
отношения педагогов и школьников, построенные на необоснованных требованиях первых и бесправии вторых
демонстрация одобрения социальных ролей жертвы и преследователя
пропаганда в СМИ такого поведения, как нормального
причина может крыться и в особенностях семьи: недостаток родительской любви и внимания, или наоборот, чрезмерная опека, вербальная и физическая агрессия

Личностные причины

перестройка организма подростка, его взросление, уязвимость, изменение физиологии, мировосприятия и способность принимать вызовы судьбы
формирование нового отношения к себе, прирост граней своего Я
попытки вести себя как взрослый
страх потерять авторитет, зависимость от чужого мнения
подросток вынужден переносить болезненные изменения гормональной перестройки и социальной адаптации одновременно. В этот момент он напоминает человека в кризисе средних лет: так же уязвим и агрессивен

Для подростков группа имеет особую ценность, в этот период люди осознанно подходят к выбору субкультуры, увлечения и досуга. Причастность к группе даёт чувство защищённости. Дети сбиваются в стаи и устанавливают там правила, в частности, правило свой–чужой. Если кто-то отличается, он подлежит изгнанию.


Участники буллинга

Участники буллинга

Полезно почитатьВопреки очевидному мнению, что в буллинге участвуют только две стороны — преследователи и жертвы, психологи констатируют, что участниками являются все члены группы

Мы создали психологические портреты всех возможных сторон этого конфликта:

Буллер

Это человек с лидерскими качествами и склонностью к жестокости. Низкий порог агрессивности вынуждает его нападать не только на сверстников, но и на педагогов и родителей. Они рано становятся самостоятельными и отстраняются от родителей.

Они не склонны анализировать своё поведение и состояние, но обладают высоким эмоциональным интеллектом, помогающем в манипуляции, не принимают ответственности. Результаты своих действий приписывают внешним обстоятельствам, а не принимают вину на себя.

Они активны, открыты и позитивно относятся к себе. Физически сильны и обладают выдающимися данными, пользуются популярностью у противоположного пола.

Последователи буллера, подражатели и помощники
Применяют в травле прямую агрессию — вербальную или физическую. Желают равняться на лидера, удовлетворить с помощью него (читай — под его прикрытием) свою жажду к насилию.

Одобряющие

Они могут быть активными или пассивными, но обязательно присутствовать. Юным нарциссам просто необходимы зрители, которые будут хлопать в ладоши и снимать на камеру происходящее. Они не столь агрессивны и сильны духом, чтобы участвовать в травле, но демонстрируют заинтересованность в продолжении.

Равнодушные

Никак не оценивают происходящее. В детских коллективах встречаются редко.

Участники буллинга

Потенциальные защитники

Это люди, которые пассивно не одобряют травлю, но из страха оказаться на месте жертвы бездействуют. Они понимают, что чувствует жертва и склонны поддерживать её на начальных стадиях, если поблизости нет преследователя.

Могут переходить в ранг «вторичных» жертв или активных защитников. Поэтому преследуемый и оказывается таким одиноким: с ним просто боятся общаться.

Активные защитники

Авторитетные представители группы, обладающие лидерскими качествами. У них развитая система ценностей и высокий эмоциональный интеллект. Они способны противостоять буллингу, защищать преследуемых.

Сами они редко становятся буллерами и никогда — жертвами. Без опасений неодобрения они могут даже привлечь к разрешению ситуации взрослых или старших сверстников. При участии активных защитников буллинг может раз и навсегда завершиться в первые 10 секунд.

Жертва

Это отличный по какому-либо критерию человек: другой национальности, роста, интересов, отличник, любимчик и так далее. В этих случаях жертва не провоцирует буллеров самостоятельно, ей достаточно просто быть белой вороной.

Есть и другая категория жертв — активно провоцирующие: это ябеды, капризные, плаксы, выскочки. Характер преследуемых тревожный, слабый, самооценка низкая. Сюда могут попасть дети с трудностями в обучении и воспитании, выглядящие не соответственно своему полу.

Они боязливы, молчаливы, любят проводить время с семьёй. Могут испытывать трудности в общении, теряются при необходимости решить проблемную ситуацию.

Но жертвой могут стать при определённых обстоятельствах и взрослые люди, способные за себя постоять (например, учитель).

Итак, три главных стороны травли: обидчик, жертва и наблюдатели.

Полезно почитатьЗначимость наблюдателей намного выше, чем они могут думать. Часто именно от них зависит исход драмы


Особенности современного буллинга

Особенности современного буллинга

Сейчас проблема буллинга приобрела статус остро социальной и требующей незамедлительного решения. Углубление проблемы детской агрессивности проявляется даже в том, что по данным последних исследований девушки и женщины всё чаще участвуют в буллинге в роли преследователей. Если раньше это была в основном «мальчишеская» проблема, то теперь результаты показывают, что девочки и мальчики в равной мере становятся буллерами.

Другой особенностью современного буллинга стало распространение его на учителей–жертв. Если в прошлом веке такое представить себе было сложно, сейчас это встречается повсеместно.

Особенно резонансными ситуациями современной травли стал скулшутинг (от англ. schoolshooting — школьная стрельба). Это случаи массового убийства школьников и учителей, первым из которых стал террор в школе Колумбайн. Подростки, доведённые до отчаяния, хватают оружие и отправляются мстить обидчикам.

Говоря о современности, нельзя не упомянуть о кибербуллинге, или травли в Интернете. Виртуальный мир представляет аналогию мира реального, с теми же механизмами и процессами общения. Исключение лишь в том, что пользователи виртуальных мессенджеров скрыты за мониторами друг от друга.

Это порождает ряд особенностей кибер-общения: снижает привычный уровень стыдливости, повышает откровенность, даёт ощущение невозможности наказания. Преследователь не наблюдает страдания жертвы, поэтому ему легче совершать неприглядные действия.

Полезно почитатьКибер-буллерами часто становятся дети, относящиеся к жертвам в реальной жизни

Кибербулиинг гораздо более опасен и агрессивен для людей. Он в меньшей степени поддаётся коррекции из-за трудности его обнаружения. Анонимность даёт повод для полной реализации деструктивного потенциала и насильственной фантазии.

Яркий пример кибербуллинга — игра Синий Кит. Впервые она была освещена в российской газете в 2016 году. Цель организаторов игры — доведение подростков до суицида.

Дети в своих социальных сетях оставляли хэштеги, сигнализирующие о желании поучаствовать. Их находили так называемые кураторы и устанавливали правила: никто не должен знать об игре и нужно выполнять все задания, какими бы они не были. Параллельно анонимные кураторы узнавали личную информацию или заставляли детей выдавать компрометирующие факты о себе.

Задания давались чудовищные. Например, вырезать на руке слова и выложить фотографию в сеть, сделать селфи на фоне приближающегося поезда и так далее.

Скомпрометированные подростки не могли противостоять буллерам, даже если хотели выйти из игры. Считается, что результатом стала смерть 130 детей, но источники этих данных не подтверждены. Социальные сети ВКонтакте и Инстаграм сотрудничают с правоохранительными органами: они удаляют картинки с соответствующими хэштегами и создали специальные формы жалоб.


Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?

Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?

Особенность травли такова, что многие дети не сообщают взрослым, что стали жертвой. Причины могут быть разные: страх наказания (в том числе самими родителями), недоверие, нежелание прослыть ябедой.

Полезно почитатьРебёнок ещё не в силах разобраться, что же такое с ним происходит, ситуация кажется ему постыдной и безвыходной

К счастью, у заботливых родителей есть целый арсенал методов, которые помогут определить, что ребёнок подвергается насилию в школе:

Появление у ребёнка синяков и ссадин на постоянной основе.
Часто рвётся одежда, ломаются и теряются личные вещи.
Выражает нежелание идти в школу.
Снизилась успеваемость.
Постоянно пониженный фон настроения во время учебной недели и повышенный в выходные.
Усилилась эмоциональность: ребёнок демонстрирует не свойственные ранее реакции: плаксивость, крикливость, раздражительность или тревогу.
Нарушился сон.
Изменения в пищевом поведении: стал есть слишком мало или много.
Жалобы на плохое самочувствие: головные боли и боли в животе, насморк, энурез.
Перестал общаться с одноклассниками в свободное время.
Реже стал общаться с семьёй, проявляет замкнутость, не делится школьными событиями.
На общих мероприятиях с ребёнком никто не хочет стоять, он будто прокажённый, его не приглашают на дни рождения и не хотят сидеть с ним за партой, обедать.

Эти симптомы не обязательно должны присутствовать все без исключения. Важно то, что их следует оценивать только в соотнесении с нормальным, обычным состоянием ребёнка. Это означает, что если он всегда был плаксив, слёзы в период буллинга не могут быть рассмотрены как симптом. Кроме тех случаев, когда прецеденты стали нехарактерно частыми.

Дети–жертвы (как и агрессоры) дистанцированы от родителей, они считают эту связь небезопасной. Поэтому простым вопросом в лоб добиться правды от детей сложно. Выход родителей — тактичное наблюдение за поведением и беседы.


Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Если родителям стало ясно, что ребёнок подвергается травле в школе, им стоит немедленно обратиться к классному руководителю, дирекции школы или завучу по воспитательной работе. В настоящее время школы оснащены достаточным количеством материалов и осведомлены, как быть в этой ситуации.

Полезно почитатьСамое главное — тактичность. Врываться в школу с воинственным криком о том, что ребёнка обижают, не стоит. Так можно только навредить

Если школа не оказывает должного внимания к проблеме, можно обратиться в специальные службы, которые есть в каждом городе. Это телефоны доверия, службы неотложной психологической помощи, семейные центры, службы медиации, министерство образования.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, в исключительных случаях с 14. Преследования за оскорбления сейчас нет, зато есть статья о клевете. Единоразовое избиение классифицируется как побои, систематические — истязание. Зарегистрировать побои можно в травмпункте, с этим обратиться в ОВД или Гражданский суд.

Ниже приведены своеобразные памятки о том, как поступать и как себя вести для сглаживания конфликта.

Что делать родителям

Как правильно поговорить с ребёнком о насилии в школе? Прежде всего, эффективным будет путь беседы издалека. Нужно прощупать почву и понять, с чем конкретно родители имеют дело.

Помогут вопросы:

Что тебе сегодня понравилось или не понравилось?
Что было самое запоминающееся в школе?
С кем ты сегодня обедал?
Что делал на переменах?
Тебе сегодня было грустно в школе? А из-за чего?

Больше уточняющих, ненавязчивых вопросов — больше понимания контекста проблемы.

Полезно почитатьДля ребёнка тема буллинга страшна и болезненна. Под давлением ребёнок закроется, будто моллюск в раковине. Терпение и понимание — залог успеха

На собраниях стоит поднимать эту тему и смотреть на реакцию родителей: если в классе происходит травля, то кто-то из детей-наблюдателей этим поделится с родителями. К тому же, на собрании можно понять, воспринимают ли другие родители травлю как проблему или относятся к ней как к само собой разумеющемуся явлению.

Итак, проблема выявлена. Если классный руководитель не принимает никаких активных мер к её разрешению, нужно идти к руководству школы. Самостоятельно родители с проблемой не справятся, потому что они, в конце концов, не могут постоянно присутствовать на уроках и следить за классом.

Очень действенным будет заявление в Департамент образования. Для этого травлю нужно будет доказать. Поэтому некоторые родители исследуют социальные сети и мессенджеры детей, заходя под их паролями.

Чем родители могут помочь? Оказать поддержку и защиту. Важно объяснить ребёнку, что буллинг — это не правильно, он в этом не виноват, и так не должно быть. Это поможет ему разобраться в чувствах, понять, почему ему так больно и обидно.

Дать понять ребёнку, что мать и отец разделяют его чувства. Да, произошедшее горько, стыдно и не красиво, но взрослые испытывают такие же чувства. Так можно помочь ему справиться с обидой, притушить негативные чувства, взять часть из них на себя.

Нужно объяснить, что его обижают не потому, что он медленно бегает, плохо считает и единственный, кто ходит в очках. Так происходит потому, что у обидчиков свои глубокие проблемы, которые они пытаются решить за счёт другого.

В конце беседы поблагодарите ребёнка за откровенность. Так обеспечивается эмоциональная связь и гарантируется повторное обращение ребёнка за помощью.

Полезно почитатьЕсли вместо простого синяка у ребёнка обнаружились ожоги, порезы, переломы, время приступить к его правовой защите

На некоторое время стоит отказаться от посещения школы. Главная цель родителей — не допустить, чтобы стало хуже. Включённые в проблему родители и педагоги должны понимать трагичность ситуации. В особых случаях следует придать огласку вопросу: высказать в социальных сетях свою позицию или обратиться к журналистам.


Что делать учителю

Что делать учителю

Когда педагог становится свидетелем травли, он должен незамедлительно вмешаться в происходящее.

Полезно почитатьВозможно, учитель предотвратит первый случай буллинга, а наказание обидчиков раз и навсегда пресечёт подобное поведение

Если случай запущенный, учитель сообщает об этом директору и родителям двух действующих сторон буллинга.

Учитель совместно с психологом и директором составляют план мер по противодействию буллингу, включающий:

Беседы с каждым участником.
Разговор с родителями.
По возможности организовать согласительную комиссию. Это предусмотренная законодательством комиссия, состоящая из неравнодушных педагогов, родителей, а также третьих лиц: медиаторов и психологов. Они вправе составить свод школьных правил, противодействующих буллингу, участвовать в разрешении конфликта и профилактике.

При этом учитель обязан сохранить анонимность учащегося, который сообщил о случае травли.

Главное правило учителя — лучше предотвратить, чем лечить. Поэтому профилактика буллинга занимает важное место в противодействии ему. Можно начинать работать сразу с младшими классами. Инструментами здесь станут тематические классные часы, просмотр и обсуждение фильмов (например, «Чучело», «Мост в Терабитию»).

Второе правило — нельзя унижать детей, даже если это агрессор. По возможности не называть имён угнетаемых и угнетателей, а сводить всё к коллективной работе. Нужно постараться дать им как можно больше информации об их состоянии, чувствах и причинах буллинга. Вместе с классом делать упражнения на повышение эмоционального интеллекта, укрепление дружбы в коллективе, на сотрудничество. Действенными будут ролевые игры по сценарию «сложных» ситуаций с последующим обсуждением.

Учитель — важная и авторитетная персона, значимость которой в противодействии буллингу равна родительской ответственности.


Что делать ребёнку

Что делать ребёнку

Защита от буллинга — задача для взрослых. Но и сами дети должны понимать, что в их силах сделать.

Полезно почитатьРебёнок должен знать о таком феномене, как буллинг, чтобы уметь защитить себя

Учителя и родители обязаны проводить беседы с детьми касательно травли. Это нужно начинать делать уже в младших классах, но основной упор делать на 6, 7, 8 классы. Что следует рассказать детям и что они сами могут сделать?

Что такое буллинг, каковы его проявления, почему так происходит и какими могут быть последствия.
Рассказать о травле взрослым — это не стукачество, а правильное поведение, если кого-то обижают.
Радоваться чужим слезам — это плохо.
Чем больше народу встанет на защиту жертвы, тем быстрее капитулирует обидчик.
Если предотвратить травлю с первого же случая, этого может и не повториться.
Самооценка — важный элемент в отношениях травли. Веря в себя, в свою ценность для команды, можно избежать травли.
Бороться с агрессией её же методами нельзя. Тогда в ссоре невозможно будет различить, кто выступает за правду, а кто любит вопли и крики. Самое лучшее средство для борьбы — юмор.
Всеми методами демонстрировать неодобрение травли и отказываться в ней участвовать.
Посоветовать жертве немедленно обратиться к родителям или учителю.

Особое внимание следует обратить на тех лидеров, которым чужда жестокость. Именно они способны предотвратить буллинг и защитить невинных, так как обладают авторитетом и характером, не побоятся рассказать взрослым.


Как бороться с буллингом в школе?

Как бороться с буллингом в школе?

Из-за того, что буллинг получил широкую огласку и остаётся острой социальной проблемой, методов борьбы с ним довольно много. Самые эффективные из них опираются на следующие принципы:

В антибуллинговой работе должны участвовать не только все стороны: агрессор, жертва и наблюдатели, но и педагогический состав с родителями.
Программа должна включать профилактику и борьбу.

Одна из самых эффективных программ была применена в Осло в 1999 году Дэном Ольвеусом. Она показала снижение числа буллинга на 50 % и жертв на 40 %. Главная цель программы:

достижение позитивного школьного климата путём создания позитивного контента
просвещение и тренинги на родительских собраниях и педагогических советах
разработка специальных правил взаимоотношений в школе
пропаганда позитивных отношений в классе
удобная подача материала в виде игр и просмотров роликов

Санкции применялись только за несоблюдение принятых правил.

Позднее программа была адаптирована для Великобритании в Шеффилдском университете. Добавились некоторые санкции, которые активно применялись, например, публичные школьные суды, на которых обвиняемым был булли. Методика оказалась эффективной для младших классов, а в средних результат был незначительным.

Полезно почитатьАктивные санкционные методы не дают должного результата, а борьба с буллингом должна опираться на индивидуальные показатели школы, класса и личностей участников

Поэтому следующий опыт предполагал в качестве первого этапа анализ школьной среды и отношений. Методики SAVE (Испания) и Toronto (Канада) были впоследствии внедрены в политику школ, в соответствии с которой учителя проходили 20-часовой семинар и разрабатывали собственные проекты.

Сама работа включала профилактику в сочетании с индивидуальной работой и реализовывалась путём ролевых игр, рассказов и просмотра видеоматериалов. Естественно, программа затрагивала все уровни представителей школы: учителей, родителей, классный и индивидуальный.

Как бороться с буллингом в школе?

Похожие программы были адаптированы и реализованы для Финляндии (KIVa), Ирландии (Donegal and ABC), Италии (Bulli & pupe). Их главным оружием стало донесение до школьников на примерах ролевых игр понимания, что если буллер не получает молчаливого одобрения или активного согласия своему поведению от группы, то агрессия прекратится.

Действенные методы против травли — это трансляция позитивного материала и формирование моральных ценностей детской группы.

Полезно почитатьЕсли взрослые хотят отвлечь детей от плохого, нужно занять их чем-то хорошим

Детей нужно учить дружбе, взаимопониманию, помощи, ответственности, ценности коллектива.

В России и странах бывшего СССР распространение получили такие методы:

«Команда связей» Этот метод предполагает создание группы из сильных учеников, которые будут отслеживать и противодействовать буллингу.

«Совет отцов» Это совет из 2–4 неравнодушных отцов, которые рассматривают случаи травли и следят за исполнением санкций. Как правило, одного прецедента достаточно для школьников на несколько лет вперёд.

Метод Фарста Реализуют 5–6 педагогов, которые прошли специальное обучение по теме.

«Ступенчатое колесо» В беседах участников изолируют друг от друга, чтобы добиться более честного разговора.

«Правила школы» Создание и донесение правил поведения и отношений в школе. Составляется, например, согласительной комиссией, а доносится до учеников родителями.

Сейчас российское сообщество согласно с тем, что вектор внимания к проблеме нужно перенести с борьбы на профилактику травли.


Если твой ребёнок буллер

Если твой ребёнок буллер

Не всегда, но часто буллером становится ребёнок, испытывающий дефицит родительской любви и часто наказываемый, что называется, ремнём. Но он может таким способом решать и другие свои проблемы, например, желание быть хорошим и авторитетным для других, справиться со сложными эмоциями взросления, страх показаться слабым или из-за ощущения, что он не главный, не первый и не любимый.

Стоит обратить внимание на социальные группы, в которых ребёнок проводит много времени и определить влияние этих групп. Так, неблагоприятный климат в семье, пример старших товарищей, попустительство педагогов могут послужить причиной агрессивного поведения.

Полезно почитатьКак видно, причина стремления обижать — это не только «жажда крови». Ребёнок может быть уязвимым, одиноким и пугливым, компенсируя эти недостатки демонстрацией агрессии

Поэтому такие методы, как крики, порка, скандал, обещание сдать в полицию, пристыжение, прививание чувства вины, описание страданий жертвы не только не возымеют результата, но и усугубят ситуацию. Что делать?

Прежде всего, облечь в слова происходящее. Дать однозначно понять ребёнку, что то, что он делает — насилие. Сам он может воспринимать это как игру или просто проявление неприязни.

Предложить ему пофантазировать на тему, как бы он себя чувствовал. Описывать страдание жертвы не стоит, это только упрочит её понимание как жалкой натуры. Нужно предложить ребёнку в форме игры понять, каково это — быть изгоем. Так развивается эмоциональный интеллект. Этой же цели служат беседы и обсуждения тематических фильмов.

Дать понять ребёнку, что есть такие болезни в общении, которыми болеет весь коллектив. Эта проблема — не только лично его, но и всего класса.

Нужно помочь ребёнку выстроить новые шаблоны поведения, в этот раз эффективные, которые помогли бы ему справиться с его проблемами. Так сказать, перенаправить негатив в полезное русло. Например, задатки лидера отлично применимы и к созидательной деятельности. Если ребёнок хорош в спорте, нужно помочь ему стать капитаном команды, который приведёт её к победе. Спорт даёт разрядку организму, которая требуется агрессивным личностям.


Профилактика буллинга

Профилактика буллинга

Проблему легче предотвратить,
чем лечить — это факт.

Полезно почитатьГлавное направление профилактики буллинга — это развитие у детей системы моральных ценностей и качеств, социального интеллекта, уважения и взаимной вежливости

Ребёнок должен научиться понимать чувства другого человека, свои собственные проявления характера и чувств. Принимать другого, видеть положительное в окружающих, правильно реагировать на критику, преодолевать барьеры в общении.

В результате занятий у подростка должна развиться рефлексия (умение анализировать поведение и состояние своё и окружающих), повысится самооценка, произойти раскрепощение. Улучшится умение контролировать свои эмоции и поведение во время стресса. Подросток научится конструктивно решать конфликты, делать выбор в пользу дружбы, а не агрессии.

Если говорить о конкретных инструментах профилактики, то сюда входят:

арт-терапия
фототерапия
музыкотерапия
психогимнастика
игротерапия
тренинги с основным упором на ролевые игры, обсуждения и информирование посредством рассказов, просмотра фильмов, чтения
составление свода правил и отслеживание его исполнения
создание согласительной комиссии
обучение и просвещение педагогов, родителей
работа над позитивным климатом в школе
сплачивающие классные и школьные мероприятия

Профилактика буллинга может быть первичной — для всех участников, с целью развития морально-нравственных качеств, и вторичной — специальная работа с детьми группы риска. Профилактика должна проводиться с учётом особенностей каждой конкретной школы и состава её учеников.


Буллинг

* * *

Буллинг — достаточно изученный социальный феномен, но всё ещё находящийся в фокусе внимания общественности всего мира. Такой интерес вызвал шквал научных работ по теме травли, что снимает с предмета исследования клеймо непонятного и неизведанного явления. Буллинг — это форма социальных отношений доминирования, целью которых является изоляция одного члена группы.

Школьная травля негативно сказывается на всех участниках ситуации, повышая риск формирования комплекса жертвы у каждого из них. В зоне риска находятся буллеры, их жертвы и наблюдатели. В самых запущенных случаях буллинг может привести к психологическим патологиям, суициду, противоправным действиям. Поэтому каждой школе требуется наличие собственной методики борьбы и профилактики буллинга.

Причины травли лежат в индивидуально-психологических особенностях школьников, их проблемах взросления и в групповых отношениях, общем эмоциональном фоне школы. Дети могут и не понимать, что они делают, интерпретируя своё поведение как проявление антипатии или игры. Но по факту травля — это насилие.

Борьба с буллингом — это комплекс мер профилактики и противодействия, который должен затрагивать учителей, родителей и детей. Главный упор в борьбе следует сделать на развитие морально-этических ценностей подростков.

Интересно послушать мнение читателей на вопрос о том, насколько родители вправе читать личные переписки детей с целью обнаружения травли?

Текст Екатерина Ноликова



Оставить комментарий:

Please enter your comment!
Please enter your name here

семнадцать − 2 =