
Иногда трудно определить, когда вас мило поддразнивают, а когда переходят черту. С одной стороны, подтрунивания вызывают здоровый смех, но с другой, могут порождать дискомфорт, ощущение угрозы и неуважения
Тон поддразнивания очень важен. Он может содержать скрытую или явную агрессию. Обидчик воспринимается как безжалостный и злой, особенно если он не обращает внимания на то, как реагирует жертва.
Если в вашей семье принято дразниться, задайте себе следующие вопросы:
В каких ситуациях такое поведение считается допустимым?
Если жертва реагирует негативно (просит остановиться, злится или плачет), другие прислушиваются и перестают её подкалывать?
Принято ли открыто выражать раздражение или разочарование по поводу обидных замечаний? Чувствует ли жертва себя услышанной?
Дразнить можно всех членов семьи или кто-то один является вечным «козлом отпущения»?
Считаются ли издевательства и обидные замечания «конструктивной критикой»?
Потерпели бы вы такое поведение по отношению к себе или своему ребёнку от посторонних людей?
Дети должны знать, что вы готовы выслушать их, только если они выражают свои чувства открыто, а не бросаются оскорблениями
Родители должны быть осторожны, поддразнивая ребёнка, особенно если он эмоционально чувствителен, не уверен в себе, страдает от тревожности или депрессии.
Становясь привычным объектом шуток, даже дружеских, дети испытывают бессилие, гнев и раздражение. Они чувствуют себя беспомощными, поскольку не знают, как избежать оскорблений, или верят, что всё сказанное правда.
Можно ли дразнить с мягким юмором и добротой, не обижая друг друга?
1 Наблюдайте, как воспринимаются обидные замечания. Если реакция на дразнящее поведение негативная (например, ребёнок отворачивается, просит прекратить, плачет или злится), то считайте ваше поддразнивание оскорбительным, а не весёлым или полезным.
2 Определите запретные темы, которые не должны стать предметом шуток. Это вес, особенности фигуры, внешность, успеваемость, спортивные результаты, социальные навыки, психическое здоровье, трудности в обучении. Конкретная тема зависит от человека.
Например, можно пошутить по поводу неудачи вашего сына в очередной игре, если он является восходящей звездой спортивной команды. И совсем другое дело — дразнить неуклюжего ребёнка, который постоянно проигрывает.
3 Каждый должен подумать, как воспринял бы его «шутку» близкий друг или посторонний человек. Если это не смешно, а скорее оскорбительно, тогда именно так воспримет ваши слова и член семьи.
Вы же не будете называть друга «дебилом», «жирной задницей», «лузером» или говорить: «Тебе пора начинать следить за тем, что ты ешь» или «Ты, должно быть, и впрямь тупой, раз получил двойку за этот тест».
4 Объясните ребёнку, что характер отношений определяет, может ли он дразнить человека. Новые или не очень близкие отношения не способствуют подшучиванию. Вы должны хорошо узнать человека, чтобы понимать, как и когда вы можете безбоязненно посмеяться над ним.
Родители должны быть осторожны, поддразнивая ребёнка, особенно если он эмоционально чувствителен
5 Далеко не все поддразнивания уместны. Например, если у вас был тяжёлый день на работе, вы вряд ли воспримите подкалывания супруга по поводу вашей рассеянности.
6 Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Дети воспринимают это очень болезненно.
7 Никогда не высмеивайте мысли, чувства, страхи или поведение, вызванные тревогой. То, что кажется глупым и иррациональным одним, для других является ужасной реальностью.
Насмешки лишь усиливают страхи, приводят к укреплению негативных убеждений о самих себе, заставляя человека чувствовать себя одиноким и отчужденным.
Например, если ваш ребёнок боится темноты, поддразнивания заставят его испытывать замешательство и стыд. Он может потерять уверенность в себе.
8 Воспитывайте в семье дух взаимовыручки и поддержки, а не соперничества и обиды. Сравнение способностей и внешности детей, открытое потакание «любимчикам», явные симпатии одному в ущерб другому негативно сказываются на эмоциональном климате.
9 Пресекайте унижения и оскорбительные дразнилки. Все члены семьи должны открыто говорить о том, какое поведение их обижает и раздражает, а не подавлять свои чувства, навешивая друг на друга ярлыки.
Определите запретные темы, которые не должны стать предметом шуток
10 Когда ребёнок дразнится, определите чувство, которое стоит за его поведением, но не оправдывайте само содержание оскорбительного замечания. Установите правило: когда члены семьи хотят выразить гнев, раздражение, нетерпение и прочее, им нужно сделать это конструктивно.
Например, ваш сын говорит дочери: «Ты жирная свинья». Во-первых, признайте его чувства: «Кажется, ты очень злишься». Во-вторых, напомните ему правило: «То, что ты говоришь, не должно обижать». В-третьих, предложите ему выразить свои мысли и чувства другим способом: «Ты можешь поделиться своими эмоциями о поведении сестры по-другому, чтобы она лучше поняла тебя?».
Ваш сын может сказать сестре: «Когда ты съела ещё одно пирожное, я разозлился! Я тоже хотел кусочек! В следующий раз, перед тем, как тянуться за ещё одной порцией, убедись, что остальные успели взять свою долю!».
11 Дети должны знать, что вы готовы выслушать их, только если они выражают свои чувства открыто, а не бросаются оскорблениями. Игнорируйте их, пока они не начнут общаться конструктивно, отказавшись от уничижительных комментариев.
Вы можете сказать: «Я не слышу, что ты говоришь, поскольку ты нарушаешь семейное правило: не обижать и не дразниться. Когда ты сможешь выразить свои чувства относительно поведения сестры, я выслушаю тебя». Не говорите: «Ты обидел сестру», потому что ребёнок может неправильно истолковать ваши слова, считая, что вы принимаете её сторону, а это обострит его гнев.
Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Дети воспринимают это очень болезненно
12 Вмешайтесь сразу, если вы стали свидетелем унижений и оскорблений. Объясните, что как родитель вы отвечаете за соблюдение семейных правил. Это не позволит упрекнуть вас в том, что вы принимаете чью-то сторону и поддержит взаимное уважение и мир в семье.
13 Если вы не являетесь участником ссоры, отойдите в сторону, чтобы посмотреть, смогут ли жертва и насмешник разобраться самостоятельно. Это сложно для маленьких детей или взрослых, у которых есть проблемы с импульсивностью и выражением агрессии. Тогда вам придется вмешаться раньше, чем обычно. Если напряжение заметно возрастает, и соперники перестают слышать друг друга, пора вступить в игру.
14 Во время семейных встреч обсудите проблемы, с которыми сталкивается каждый член семьи. Выберите наиболее уязвимых потенциальных жертв и попросите остальных поддержать их. Это повышает открытость в обсуждении проблемы, сводя к минимуму насмешки и унижения.
Чтобы все порадовались шутке, она должна быть смешной. Поддразнивание может укрепить семейные связи, если оно делается осознанно и с любовью.