Как защитить ребёнка от онлайн-угроз?

109

Часто можно услышать: «Google знает всё!» И эта поисковая система действительно позволяет найти максимум информации. Но иногда в бочке мёда оказывается ложка яда, против которой бессильны ваши дети

Информация «без фильтра»

Порнография, инструкции по изготовлению взрывчатки или приобретению наркотиков, контакты и форумы экстремистски настроенных молодёжных течений, и многое другое. Всё это тоже выдаёт поиск — в частности, и на запрос детей.

Соцсети — поток информации, который далеко не всегда качественно фильтруется модераторами. Здесь есть и пиратские видео, и аудио, и жестокие сцены, детальные инструкции относительно того, как сварить наркотик из мака и сто способов покончить жизнь самоубийством в молодом возрасте.

Если объяснить, почему не стоит заходить на такие сайты и сидеть в сети шесть часов подряд — эффект будет лучше, чем принудительно выключать компьютер

Общение на специализированных форумах может стать способом вербовки ребёнка в секту или сомнительную субкультуру с депрессивным взглядом на жизнь. А ещё: даже обычный визит на сайт с рефератами может поразить сознание ребёнка неприличными баннерами.

В соцсетях и в чатах ребёнок может начать общаться с извращенцами, экстремистами или другими неадекватами. А ещё: он может вроде бы общаться с одноклассниками и знакомыми, а затем окажется, что над ним смеются и издеваются в сети — так называемый кибербуллинг.

В блоги или онлайн-дневники попадают подробности о вашей семье и ребёнке, которые могут угрожать репутации или отношениям со знакомыми, или же стать полезной информацией для воров и мошенников.

Проблема № 1: Доверяй, но проверяй

Кажется, что уберечь ребёнка от всех этих угроз можно, только перекрыв доступ к Интернету вообще. Да и большинство родителей убеждено, что современные дети ориентируются в технологиях лучше, чем они, и обойдут любые технологические запреты.

Родители всегда должны помнить, что любые запреты без объяснений для ребёнка — призыв к действию. Это касается всего: алкоголя, сигарет, Интернета. Интернет теперь стал частью жизни каждого человека, начиная с детского возраста. Устанавливать запреты или нет — каждый в своей семье должен решать индивидуально.

Всё зависит от степени доверия к ребёнку. Для начала родителям следует понаблюдать, на какие сайты заходит ребёнок. Это обязательно. Постоянно. Всегда. И даже если ваш сынок (дочка) пользуется Интернетом только с развивающей целью — поверьте, любопытству ребёнка нет предела, поэтому контролируйте детей систематически. И ради их безопасности, и ради успокоения собственных нервов.

Научите ребёнка критически осмысливать полученную информацию

Особенное внимание психологи советуют обратить на пользование детей соцсетями. Причём их позиция достаточно радикальна. Идеальный вариант, когда вы имеете пароль к странице в соцсетях своего ребёнка. И никакие принципы типа «Ребёнок имеет право на свою жизнь» вас не должны сдерживать. Потому что это ребёнок, а, следовательно, он не способен ещё полноценно и сознательно контролировать свою жизнь.

Тем более, сегодня набирает обороты кибербуллинг (травля детей их сверстниками в соцсетях). Это может создать серьёзные нарушения в психике ребёнка. Следите, с каким настроением ребёнок отходит от компьютера: если он подавлен или взволнован, обязательно ненавязчиво расспросите, в чём дело. Если ответ «всё нормально» не подкреплён таким же внешним видом — настаивайте на своём: расспрашивайте, задавая вопросы разного характера (чтобы «разговорить» ребёнка).

Но правильнее, вместо запрета на пользование Интернетом научить детей правильно использовать его ресурсы для развития.

Проблема №2: «Живём» в Интернете

Ещё одна сторона использования Интернета. Очень удобно родителям занять ребёнка, дав ему телефон с играми или включив видео на Ютубе. Однако это приводит к трём проблемам:

  • ребёнок начинает нуждаться в деньгах для игр — платные приложения, апгрейды героев игр, прохождение уровней… Если не ограничить доступ к платёжной карточке, которая часто привязана на смартфонах к приложениям, или не ограничить вообще функцию использования платных услуг, может пострадать кошелек родителей
  • он проводит много времени в гаджетах, портит себе осанку, зрение, игнорирует физическую активность, становится виртуально зависимым, физически слабым, болезненным
  • ребёнок привыкает к виртуальной жизни. Ему легче писать и жить в онлайне, чем общаться вживую, ходить в походы, гулять. Родителям иногда это удобно, поскольку это дешевле и менее хлопотно, но это формирует не готовую к реальной жизни личность.

Психологи советуют решать эту проблему без шантажа, скандалов и технических ограничений, говоря, что доверие и понимание — главное в семье. И если объяснить, почему не стоит заходить на такие сайты и сидеть в сети шесть часов подряд — эффект будет лучше, чем принудительно выключать компьютер или каждый раз ругаться по этому поводу.

Что делать?

Можно установить так называемые семейные правила пользования Интернетом, которые должны включать:

  • Договоренность по относительно точному количеству времени, проведённого в Интернете.
  • Запрет пользования сетью до выполнения домашнего задания или определённых обязанностей.
  • Договорённость о том, что ребёнок не будет пользоваться гаджетом во время еды, или перед сном.
  • Запрет на посещение «взрослых сайтов» или материалов подобного характера. Этот аспект требует от родителей чрезвычайной толерантности и дипломатии, ведь объяснить ребёнку, что порно, наркотики и жестокость, — это плохо, и при этом не спровоцировать всплеск любопытства к «запрещённому плоду» очень трудно. Поэтому здесь универсального рецепта нет — каждый из родителей должен искать свой индивидуальный вариант, как подать это ребёнку.

Чтобы любое правило действовало эффективно, нужно, во-первых, чтобы человек сам принимал участие в его разработке, во-вторых, чтобы были вначале зафиксированы «санкции» за нарушение этих правил — этот механизм должен работать и в случае Интернет-безопасности. Эти «правила-запреты» не только помогут защитить ребёнка от вредного контента, но и приучат его к элементарной ответственности. Некоторые специалисты советуют делать подобные правила общими для пользования. Например, чтобы ребёнок имел право сделать замечание отцу, если он за обедом просматривает свой фейсбук со смартфона.

Научите ребёнка критически осмысливать полученную информацию. Обсудите вместе разные сайты: кто владеет этим сайтом, зачем сайт существует (может, хочет нам что-то продать или заставить во что-то поверить?), на какие источники он ссылается, кто автор материала? С детьми старшего возраста можно обсуждать наполнение сайтов более детально.

Соцсети — поток информации, который далеко не всегда качественно фильтруется модераторами

Поговорите и о том, кто сможет прочитать страницу в соцсетях или блог вашего ребёнка. Такие разговоры нужны для более вдумчивого размещения информации о себе и семье в сети.

Чтобы ребёнок вас понял и услышал, вы должны разговаривать с ним на одном языке. Если вы не в курсе современных технологий и молодёжных трендов — можете не стать авторитетом в глазах ребёнка. Поэтому есть два варианта — или сами обучайтесь, или просите сына (дочь) о помощи. Если он (она) поможет разобраться, зарегистрироваться в соцсети — это создаст атмосферу доверия и взаимопонимания, и потом будет легче говорить об опасностях и угрозах Интернет-существования.

Правила могут изменяться в зависимости от возраста и достижений ребёнка. Например, первокласснику можно позволить провести не более получаса днём в сети и час — в выходные, пятикласснику же, по крайней мере, вдвое больше времени.

Текст Елена Сошникова