Можно ли изменить своё поведение и семейный сценарий?

358

У каждого человека есть модель поведения. Как она сформировалась, когда, под влиянием чего? Вопросы, на которые довольно просто найти ответ. Детство, семья, ваше окружение, когда вы были ещё ребёнком. Вы либо приняли систему отношений, внутри которой сформировался ваш характер, либо напрочь отвергли её как абсолютно для вас неприемлемую и создали новую.

Другое дело: можно ли эту модель изменить? Вот три истории из реальной жизни

Детство

Илья. «За что тебя хвалить?»

Мать и отец Ильи постоянно ссорились. Вот сколько он себя помнил, столько родители и ругались. Иногда мальчику казалось, что им даже не нужен повод. Просто им нравится ругаться, орать друг на друга, выкрикивая грубости. Мама упрекала папу в постоянных изменах, наличие которых он не отрицал. Но, защищаясь, кричал фразы типа: «Сама виновата! От хорошей жены муж не бегает!»

Наоравшись, родители разбегались, громко хлопнув дверьми, по разным комнатам, и там каждый занимался своими делами: мама рассказывала по телефону об очередном семейном скандале очередной подружке, отец смотрел очередной детектив по телевизору, потом уходил куда-то.

Илья сидел в своей комнате совершенно один. Он был даже рад этому, потому что, когда родители не ссорились друг с другом, они воспитывали своего единственного сына. Делали они это самозабвенно, с увлечением, можно сказать, с вдохновением, так же, как и ругались.

Они снова орали, только теперь на сына. Родители упрекали его в лени, глупости, отсутствии эрудиции, незнании языков, в разгильдяйстве, в дружбе с мальчиками из плохих компаний… Но самым страшным было не это. Илья привык быть плохим в глазах родителей, страшно было то, что другие дети — сыновья и дочери родительских друзей-приятелей, соседей, одноклассники — были, по словам его родителей, идеальными, замечательными.

Полезно почитатьЧитайте также:
Как прожить в браке долго и счастливо

Когда мальчику было три года, он очень расстраивался, если мама заявляла: «Вот посмотри, а Коля уже сам одевается, завязывает шнурки и помогает маме собирать младшего братишку в садик. А Верочка, она старше тебя всего на два месяца, уже знает двадцать слов на английском языке. А Олег моет посуду и может приготовить маме и папе чай».

У Ильи создавалось впечатление, что он самый плохой. Когда ему исполнилось десять лет, он из кожи вон лез, чтобы родители похвалили его: натирал паркет, варил суп, выносил мусор, учил уроки. Но всегда слышал: «Подумаешь, суп сварил, а вот Петенька такое жаркое делает, что оторваться невозможно. А вот Настенька уже кандидат в мастера спорта, а ты мусор вынес. А Рома, сын нашего соседа по даче, уже два иностранных языка знает, сейчас за третий принялся, а ты одну пятёрку по английскому получил. За что тебя хвалить?»

Когда Илье исполнилось двадцать, он понял, что всеми этими талантливыми детьми просто-напросто занимались родители, а его маме и папе было просто некогда, потому что они ругались друг с другом, предъявляя ему непонятные требования. Он устал бороться, доказывая, что он хороший, к родителям стал относиться холодно.

Пытаясь найти того, кто будет рядом и просто будет любить, очень рано женился.

Татьяна. Тотальный контроль

У Тани никогда не было отца. Он умер, когда девочка ещё не родилась. Мама посвятила себя воспитанию дочери. Она много времени уделяла образованию девочки, читала с ней книги, вела беседы о разных жизненных ситуациях, на примерах объясняя, что такое хорошо и что такое плохо. Играла с дочерью в настольные игры и гуляла, даже когда Таня была в подростковом возрасте. Женщина была уверена, что знает лучше всех, что нужно её девочке.

Танечка должна была хорошо учиться, быть послушной, много читать, выполнять работу по дому, всегда улыбаться и светиться счастьем. Плохое настроение, грусть, недовольство на лице дочери вызывали такие приступы раздражения у мамы, что Танечка предпочитала ходить с приклеенной улыбкой на лице и постоянно повторять: «У меня всё замечательно, у меня всё отлично!», даже если душа разрывалась от боли и раздражения.

Мама мало интересовалась подробностями истинной Таниной жизни. Зачем? Ведь мать лучше понимает свою дочь, чем дочь понимает саму себя. Мама была уверена, что она должна больше времени проводить с дочерью — мысль, что девочка хочет побыть одна, в голову ей не приходила. Мама была убеждена, что главное в любом человеке — это ум, поэтому воспитывать женственность в единственной дочери совершенно незачем, пусть читает и дополнительно занимается английским языком.

У мамы у самой не было косметики, а ногти на руках она подстригала всегда сама, имела три платья, одно пальто и сапоги. А мальчики, любовь, замужество Тане с её заурядной внешностью и воспитанным мамой почти мужским складом ума и характера, по мнению родительницы, «не грозили».

Мама чётко понимала свои материнские обязанности как тотальный контроль: каждую минуту она должна знать, что делает дочь. Таня должна быть утром рассказать о том, во сколько и куда пойдёт, во сколько и откуда вернётся — и точка. Опоздание даже на пять минут грозило наказанием: мама молчала.

Для жизнерадостной Тани, которая маму считала идеалом, строгим, но прекрасным, самой разумной и самой заботливой матерью, молчание становилось пыткой, поэтому домой она летела и с порога начинала оправдываться, если вдруг обстоятельства задерживали её в пути. Когда Тане исполнилось семнадцать лет, вся эта тотальная «любовь», отказ мамы от собственной жизни во имя Таниного воспитания-подавления ей порядком надоели.

Нет, девушка не связалась с дурной компанией, не стала хулиганкой и институт, в котором успешно училась, не бросила. Она вышла замуж! Мама даже заболела накануне свадьбы, требовала отложить мероприятие. Но вдруг Таня проявила какое-то несвойственное ей упрямство. И замуж вышла тогда, когда полагалось «согласно поданному заявлению».

Ольга. «Я ещё помучиться хочу!»

Мама и папа дополняли друг друга. Мама строга, папа мягок и покладист. Мама требовательна, папа демократичен. Мама была человеком настроения, папа всегда был дружелюбен и сдержан. Но оба умели слушать детей, друг с другом не ругались, во всяком случае, дети этого не видели и не слышали.

Конечно, у каждого были свои недостатки. Мама была категорична и могла так резко оценить ситуацию, манеру одеваться дочери, её поступки, что Оля иногда плакала. Папа с мамой не спорил. Если мама чего-то детям не разрешала, папа был всегда на её стороне. Только потом Оля поняла, что за закрытыми дверями комнаты родителей происходят беседы Мужа с Женой, где супруг в очень тактичной форме объяснял супруге, почему так нельзя разговаривать с детьми. Отец объяснял, почему мама должна дома быть мамой, а на работе — важным и строгим начальником с твёрдым характером и острым язычком.

Полезно почитатьЧитайте также:
В чём польза семейных ссор?

Мама старалась, хотя ей было сложно. По вечерам за ужином обсуждались насущные вопросы, велись разговоры о планах на следующий день. А потом мама усаживала детей рядом с собой, и они читали по ролям отрывки из пьес, чтобы научиться грамотно произносить самые сложные слова. А когда дети уставали, папа брал в руки гитару и пел с ними песни. Получалось забавно, потому что хорошо петь в семье не умел никто, кроме Оли, зато было весело и от души.

Каждое утро Оля отправлялась в музыкальную школу, которую ненавидела: ей, живой, жизнерадостной, очень подвижной девочке, претило по несколько часов сидеть за пианино и бесконечно долго повторять гаммы, а потом доводить до автоматизма игру какого-нибудь сложного и нудного в этой самой сложности этюда.

Проучившись год, девочка созналась маме и папе, что ненавидит то, чем занимается. Она ожидала, что родители расстроятся, огорчатся, будут её ругать. Но стоило маме открыть рот, в разговор вмешался папа. «Ладно, — совершенно спокойно сказал он (Оля от удивления даже растерялась), — бросай, только сначала сдай экзамен, тем более, что до него осталось две недели, только сдай его так, чтобы тебе самой понравилось. Сыграешь хорошо — я поговорю с твоими преподавателями, что ты больше учиться у них не будешь».

Воодушевлённая, Оля кинулась к инструменту. Конечно, через часок первый энтузиазм угас, но, будучи честным ребёнком, она старалась: садилась за пианино дважды в день, играла, учила, повторяла, даже на магнитофон записывала, чтобы послушать себя со стороны. Экзамен она сдала хорошо. Не блистательно, а хорошо. И осталась в музыкальной школе.

На удивлённые расспросы родителей ответила: «Я ещё помучиться хочу. Вроде понравилось», — и рассмеялась.

Взрослая жизнь

Илья. «У других дети красивые…»

Женившись рано, Илья повзрослеть так же рано не смог. Его тянуло встречаться с друзьями, развлечься. Иногда ему казалось, что женился он только для того, чтобы не жить с родителями (у будущей жены имелась жилплощадь). Через месяц он не пришёл домой ночевать, через два — устроил скандал жене, обвиняя её в измене. Жена кричала, доказывая, что это не так. Умом Илья понимал, что супруга права, но его тянуло поскандалить.

Он помнил, что всё детство ненавидел скандалы, боялся их. А теперь самозабвенно скандалил сам! После бурных ссор с женой были столь же бурные примирения. Сначала это увлекало, правда, вскоре выяснения отношений стали надоедать. Орал по привычке, потому что не орать, доказывая своё превосходство, не мог.

Полезно почитатьЧитайте также:
Как стать идеальной невесткой: советы психолога

Илья понял весь ужас происходящего тогда, когда у него родился сын. Узнав, что жена родила мальчика, он ликовал, обзванивал друзей, спеша поделиться радостной вестью, естественно, не обошлось и без шумного застолья. Накануне выписки новорождённого из роддома Илья снова встречался с друзьями, поэтому за своими приехал в не очень хорошем расположении духа. Мимо него проходили счастливые семейные пары. Мамочки показывали счастливым отцам детишек, а те без конца повторяли: «Какой красавец! Какая красавица! Только ты могла родить такое чудо! Спасибо, родная!»

Когда появилась супруга с кричащим свёртком на руках, Илья впервые увидел свою плоть и кровь, он застыл. Ребёнок был маленький, какой-то сморщенный, кожа была тёмной, а из-под шапочки выбивался чёрный пушок. «Почему мой ребёнок такой страшный, ведь у других дети красивые?!» — подумал Илья. И тут же вспомнил слова родителей: «Вот у других дети… а у нас…».

Модель его поведения полностью повторяла модель поведения родителей. И что с этим делать, Илья не знал.

Татьяна. «Мама всегда права»

Сбежав от властной и деспотичной матери замуж, Татьяна поняла, что всё будет делать с точностью до наоборот. Она хорошо усвоила уроки детства. Родив детей, она окружила их любовью и лаской. В её доме детей запрещено было ругать, Таня не позволяла себе сердиться на них и первая шла на примирение. Прежде чем что-то сделать, она спрашивала детей: хотят они этого или нет.

Иногда доходило до абсурда: она по полчаса выспрашивала у трёхлетнего сына и двухлетней дочери, чего бы они хотели на завтрак. Но женщина чётко понимала: ребёнок должен быть свободен. Она не хотела, чтобы дети переняли её манеру отношения к жизни: Таня по-прежнему была контролируема мамой, звонила ей трижды в день и спрашивала разрешения, можно ли ей пойти к подружке. У мужа не спрашивала, а у мамы спрашивала.

Если Танина семья где-то задерживалась, мама звонила и требовала, чтобы они немедленно поехали домой, а потом разговаривала с дочерью сквозь зубы дня три. Поэтому Таня и давала детям полную свободу. Пусть чувствуют себя легко. У детей была своя комната, куда входить без стука не позволялось никому, у детей было время, когда родители не могли их беспокоить, дети могли самостоятельно выбирать себе одежду, игрушки, друзей, репетиторов. Сначала всё было замечательно, но постепенно дети усвоили, что родители не контролируют их, а значит, можно позволить себе кое-какие «шалости». Муж убеждал Таню, что нельзя допускать полной свободы, женщина лишь плакала и объясняла, что она не хочет повторения своей судьбы.

Полезно почитатьЧитайте также:
Семья. Взгляд на отношения изнутри

Когда сын (ему было уже десять лет) связался с соседом-хулиганом и был задержан за попыткой поджечь бельё, вывешенное на улице для сушки, папа «наплевал» на права и свободы детей, наказал нерадивого отпрыска, забрав все гаджеты и лишив телевизора на две недели. А Таня усвоила урок: полный отказ от модели поведения матери — это её, Танин, протест. Но и протест должен иметь разумные рамки. И ещё…

Когда Таня в очередной раз приехала к маме, чтобы помочь ей, та начала «воспитывать». Таня молча приняла, что неправильно воспитывает детей, не контролирует мужа, не уделяет внимания матери, не так жарит мясо, не так… не так… не так… «Тарелки нужно мыть не по часовой стрелке, а против!» — заявила мама. Дочь выключила воду, сняла фартук, надетый по приказу мамы, и ушла. Молча…

Через день мама позвонила сама и попросила разрешения приехать. А Таня поняла: модель поведения нужно менять не на детях, а на себе, правда, в парикмахерскую ходила крайне редко, как и мать.

Вот это удалить из себя она всё-таки не могла.

Ольга. Мягкая сила

Девушка чётко усвоила, что можно брать в свою семейную жизнь из детства, а что нужно закрыть на замок. Твоё настроение — не повод портить его остальным. Ты должна быть тверда и справедлива в отношениях с детьми и супругом. Ольга взяла в свою семейную жизнь и совместное чтение книг, и пение под гитару, и семейные ужины с бесконечными разговорами обо всём на свете, и совместные прогулки и поездки. Но она запретила себе категорические высказывания в адрес родных, резкости, которые могут оставить в душе неприятный след.

Обо всём можно сказать мягко, но твёрдо — это было незыблемое правило Ольги. Она не кричала на детей, не унижала их упрёками, не обижала резкими высказываниями, но если она о чём-то просила, то это должно было быть выполнено.

Ольга всегда улыбалась и многое людям прощала. А потому люди очень часто считали Ольгу мягкой, почти бесхарактерной. Но, столкнувшись с ней ближе, понимали: внутри она кремень: сказала — сделала, дала задание — проверила. Ольга корректировала модель поведения своих родителей, вырабатывая свою собственную — гармоничную и счастливую. И у неё это получилось!

Модель, данная нам в детстве, не всегда хороша. Но мы можем взять из неё лучшее, отказавшись от ошибок предыдущих поколений. И это — наш путь к успеху.

Текст Марта Прелесная