Вечная тема — воспитание детей

248
Вечная тема — воспитание детей


Воспитание подрастающего поколения граждан страны — одно из важных вопросов в семье и государстве. Каким в итоге вырастет маленький человек? Что вложат в его голову родители и государственные учреждения? Чем он будет полезен стране? Эти и другие подобные вопросы волнуют многих

Процесс воспитания в семье

Рождение ребёнка в семье, как правило, радостное событие. Воспитание начинается с первых дней жизни малыша. Формирование сознания ребёнка зависит от терпения и такта самих родителей. Хорошо, если ребёнок в семье уже не первый и есть предыдущий опыт воспитания. Родители спокойны и подготовлены к капризам и непослушанию.

Физическая и психологическая усталость, которая может привести к срывам и эмоциональным всплескам взрослых, учитывается ими в поведении. Родители помогают друг другу в кормлении, гигиенических процедурах, прогулках с малышом, играх с ним.

В этот период спокойный эмоциональный фон матери, ласковый голос и прикосновения родителей, переключение внимания младенца на различные предметы, удовлетворение его потребностей в еде и чистоте — это те факторы, которые помогают в становлении положительных реакций ребёнка. Они, как фундамент будущих эмоций, важны и необходимы.

Постижение окружающего мира дома

В первые три года жизни малыша имеет значение постоянное общение с ним. Оно может быть в процессе игр, кормления, принятия ванны, прогулки, совместных действий с предметами. Отмахиваться от просьб малыша, «подсаживать» его на игры в телефоне (планшете, на компьютере) или просмотр мультфильмов, говорить ему, что родители заняты, ругаться и кричать — это те действия, последствия которых проявятся в скором времени и будут носить негативный характер.

Если же родители готовы жертвовать своим личным временем для воспитания ребёнка, прививать ему любознательность, развивать интерес к окружающему миру, то такое поведение будет способствовать правильному формированию новой личности. Этот процесс должен сопровождаться повышенным терпением, заботой и искренним интересом. Ребёнок на уровне интуиции воспринимает выражение чувств взрослого человека, понимает проявления радости по отношению к себе.

Постоянное напоминание малышу названий предметов, объяснение ему связей их с окружающим миром, показ повторяющихся действий приведут к установлению прочных логических умозаключений у ребёнка. На этом этапе развития родители являются важным звеном постижения окружающего мира и установления истины.

Формирование отношения к сверстникам

Начало совместных игр со сверстниками для родителей становится следующим этапом воспитания ребёнка. Социализация, т.е. вхождение малыша в общество себе подобных, сопровождается возникновением нештатных ситуаций. Отношение к ним зависит от предыдущего полученного опыта общения с родителями.

Если в процессе роста у малыша формировали открытость, щедрость, способность делиться своими игрушками с окружающими, то игры со сверстниками будут проходить без особых потрясений и слёз. При этом родители могут поощрять ребёнка, который ведёт себя правильно и спокойно.

Привитие эгоистических навыков, индивидуализма, нетерпимости к другим людям, постоянное восхваление малыша на фоне других детей, приведут к плохой адаптации в коллективе. В этом случае будут капризы, истерики, немотивированная агрессия, обиды и неприятие дружбы от других детей.

Задача родителей в этот период объяснить ребёнку необходимость равного отношения к сверстникам, быть с ним спокойными и не допускать криков и ругани.




Воспитание детей во время посещения детского сада и школы

Современная действительность складывается, к сожалению, не в пользу качественного воспитания подрастающего поколения. Необходимость поддержания семейного бюджета на достаточном для выживания уровне заставляет родителей много работать, в том числе жертвуя своим личным временем. Такой ритм жизни приводит к значительному сокращению времени общения с детьми в семьях. Родители, уставшие после трудового дня, неохотно уделяют внимание своим чадам, мало интересуются их делами и переживаниями, самочувствием и заботами.

В детсадовский период на формирование характера ребёнка влияет отношение к нему со стороны работников дошкольного учреждения. Добросовестные воспитатели, относящиеся к своей работе неформально, вкладывают в детей ростки доброты и отзывчивости, спокойствия и дружбы. Вечером ребята охотно делятся с родителями положительными эмоциями и рассказами о прожитом дне.

Воспитатели, которые не понимают детей, кричат на них, ругают за промахи, применяют телесные наказания, своими действиями наносят им психологические травмы, которые могут перерасти в фобии и устойчивые расстройства. Дети после такого «воспитания» замыкаются в себе, неохотно делятся с родителями информацией, боясь гнева, как родителей, так и воспитателей.

Общая беда нашего государства заключается в недостаточной зарплате большей части родителей и работников дошкольных учреждений. Первые, вместо занятий с детьми, вынуждены много работать. Вторые, не имея призвания, вынуждены заниматься нелюбимым делом, калеча неустойчивую детскую психику.

Решением данной проблемы стало бы изменение отношения государства к процессу воспитания детей в возрасте до 6 лет. Признание важности этого и достойное пособие родителям (опекунам) разгрузило бы дошкольные учреждения, повысило качество процесса обучения детей в семье премудростям жизни в самые важные годы становления их личности. Действенную помощь могли бы оказать дедушки и бабушки, но и они вынуждены работать, не достигнув ещё пенсионного возраста или получая небольшую пенсию.

Окончательное становление характера и привычек, приобретение навыков общения (не всегда положительное) и формирование кругозора происходит в школьные годы. Реформа системы образования, проводившаяся под лозунгом равных возможностей для выпускников, продолжающих обучение в колледжах и высших заведениях, не повысила качество получаемых знаний. Современное поколение школьников не знает многих вопросов истории, не ориентируется в географии, не разбирается в физике и химии, плохо знает родной язык и мало читает литературу. Система единого государственного экзамена не способствует развитию логики мышления и системному изложению материала.

Если в советское время школы воспитывали подрастающее поколение в идеологическом плане, заставляли детей критически воспринимать информацию о мире, прививали положительные качества и учили общению со сверстниками и взрослыми, то теперь воспитательные функции из школьной жизни исключены. Преподаваемые предметы школьного курса носят, скорее, ознакомительный характер, не требуют от ребят глубоких знаний и определённого отношения к изучаемым вопросам.

Воспитанием школьников всецело должны заниматься в семье — такая установка дана руководством страны. Проблема остаётся неразрешённой: родители продолжают много работать, дедушки с бабушками пытаются выживать и не готовы заниматься с внуками.

Молодёжь и общество

Подростки, не получая должного внимания со стороны семьи, увлекаются Интернетом, пробуют запрещённые препараты, вступают в различные сообщества сомнительного характера, подвергают себя риску, в погоне за эффектными фото или видео для социальных сетей. Они не осознают, в значительной своей массе, некоторых непреложных истин:

ценности отдельно взятой личности и её жизни
конечности собственного бытия
пагубности вредных привычек для здоровья
конечности времени, которое невозможно отмотать назад
страшных последствий проявления стадных чувств
неравных возможностей карьерного роста
инфантильности в политике



Подрастающее поколение, имеющее родителей-тружеников, угнетает неспособность старших обеспечить их деньгами. Зависть толкает их на путь незаконного поведения в надежде на скорое обогащение или заставляет отрываться от действительности в процессе компьютерных игр (разгульного образа жизни).

«Золотая молодёжь», напротив, не знает границ в своём неадекватном поведении. Воспитанные в духе вседозволенности и презрения к слоям населения, стоящим ниже их по уровню доходов, они устраивают гонки на дорогих автомобилях с риском для окружающих, «отрываются» в ночных клубах и игорных заведениях, пробуют запретные препараты, ведут себя по-хамски и вызывающе. Закон, равный для исполнения всеми, для них не писан.

Конечно, не все молодые люди из указанных категорий ведут себя таким образом. Часть, к сожалению небольшая, пытается проявить себя, в надежде сделать карьеру в будущем. Некоторым это удаётся. Многие выпускники высших заведений, получившие диплом и специальность, обществом не востребованы. Для них не создают новые рабочие места, проекты, их не ждут на производстве и на селе, не приглашают в кинопроцесс или на сцену театров. Молодые люди вынуждены самостоятельно «утюжить» рынок труда, переполненный старшим поколением, продолжающим работать в силу обстоятельств, от них не зависящих.

Проблемы молодых семей

Необходимость карьерного роста, стабильной хорошей зарплаты, неустроенность быта не позволяет молодым людям рано обзаводиться семьёй. Это не касается определённой категории молодёжи, которая вместо взвешенных, продуманных отношений хочет получить максимум удовольствия, не думая о последствиях, в результате которых на свет появляются нежеланные дети. Первая категория молодых людей упускает наиболее репродуктивный возраст, строит семейные отношения после 30 лет и добавляет риск для своих детей получить наследственные заболевания. Не прибавляют здоровья юношеские «экстремальные» увлечения и их последствия для организма, особенно женского.

Молодые семьи «влезают» в кабалу ипотеки, болезненно реагируют на трудности работы, боясь её потерять, прилагают значительные усилия для создания комфортных условий для своей жизни. Рождение детей добавляет хлопот и забот. Круг проблем родителей повторяется на их детях. Старшее поколение пытается помогать, но ограничено в средствах и свободном времени.

Трудности в семьях значительно возрастают, когда один партнёр не работает. Приходится экономить на одежде и еде, уменьшать расходы, сокращать культурную программу досуга, мало отдыхать.

Проблем в семейных взаимоотношениях добавляют упомянутые фобии и детские воспоминания. Многие молодые люди проецируют на свою семью, подсмотренные ими отношения между родителями, заложенные в детстве (юности) принципы и модели поведения. Нежелание или неумение строить коммуникации с партнёром по семейной жизни, приводит к ссорам, трениям и конфликтам. Отношения рушатся, семьи распадаются, страдают маленькие дети.

Неутешительные выводы

Воспитание детей в стране всецело отдано в руки семьи. Государство, учреждения образования, политические партии и другие организации бремя формирования новых поколений достойных граждан с себя сняли. Использовать молодёжь никто из них не отказывается. Вот только обеспечить ей достойную жизнь пока не торопятся, прикрываясь обещаниями и заверениями о наступлении светлого будущего.

Текст Виктор Мартынов



Оставить комментарий:

Please enter your comment!
Please enter your name here

один × 4 =