Зачем ребёнку знать правила жизни?

163
Зачем ребёнку нужны правила?


Начнём с основ: чтобы ваш ребёнок был счастлив, ему нужно дать почувствовать, что его любят таким, какой он есть. Со всеми чувствами, желаниями, способностями и… недостатками. Это ваша первоочередная задача

В то же время необходимо следить за соблюдением правил поведения в обществе. Не помешает научить учиться, успевать выполнять необходимые задания в отведённое время… Выходит, вам самим предстоит овладеть искусством требований. Делать это нужно без подавления и критики. Направлять, а не ломать. И постоянно подтверждать малышу свою любовь. Только так можно начинать спокойно и терпеливо учить кроху всему, что необходимо на каждом этапе его взросления. И мы сейчас говорим не о счёте, письме, логике или танцах. Речь о правилах жизни среди людей.

Знакомо и незыблемо — везде, во всём, всегда

Основное правило, которое вы должны соблюдать, — предсказуемость, неизменность требований, вырабатывающая у крохи привычку. То, что привычно, не вызывает споров, сопротивления, ненужной траты сил и нервов. Поэтому определите для себя, что следует выполнять неукоснительно.

Привычный и чёткий распорядок дня, обеспечивающий крохе своевременный сон и приём пищи, достаточное время для прогулок, разумный перерыв «для мультиков» — всё это гарантирует здоровую нервную систему и отличную физическую форму малыша.

Только не кричите на ребёнка, который не сразу подчинится правилам. Он проверяет по вашему поведению, действительно ли их нужно выполнять.

Расскажите о предстоящих действиях заранее: «Через 10 минут мы отправляемся спать (выходим на прогулку)».

Повторите, когда пришло время выполнять: «Пора в постельку!»

Не применяйте неработающий и стрессовый для вас обоих приём: «Я десять раз повторила, а он всё равно не слушается, пока на него не заорёшь». Многократные повторения требований, не подтверждённые практикой их неизменного выполнения, как раз и являются сигналом для крохи — можно не слушаться, пока не закричат.

Полезно почитатьЧитайте также:
4 стиля воспитания, и как они влияют на наших детей

После двух озвучиваний требуемого, берите малыша за ручку и ведите в ванную чистить зубки, к обеденному столу, в прихожую надевать туфельки. И при этом (но только, когда действительно нужно!) помогайте ему справиться с задачей — раздеться или одеться, пасту из тюбика выдавить, достать полотенце.

Карапуз сопротивляется? Это нормально! Учтите, ваши крики ничем не помогут. Скажите: «Ты не хочешь этого, ты сердишься. Сильно сердишься! Но сейчас нужно идти спать (гулять, обедать)».

Когда ваши требования будут выполнены, не забудьте поощрить малыша. Тут уместен физический контакт — погладьте его, прижмите к себе, приласкайте. Не будет лишней фраза: «Я тебя очень люблю, хорошо, когда у нас с тобой всё дружно. Я радуюсь, что ты умеешь быть собранным! Как здорово, что ты можешь быстро собраться на прогулку!..»

Через пару дней вы убедитесь: без крика и десяти напоминаний вам с крохой живётся намного лучше — спокойнее, дружнее, да и времени на всё хватает.




Только важное

Лето — это та пора, когда детки с энтузиазмом исследуют большой увлекательный мир. Здесь вода течёт ручейком, там стоит большой (глубокой ли?) лужей. По краям лужи земля, а вон зелёная лужайка со множеством травинок. Всё это нужно потрогать, понюхать, измерить, сравнить! А ещё скатиться с деревянной горки, преодолев крутые ступеньки, и почувствовать себя героем, смелым и решительным! Но не тут-то было… Со всех сторон в парке, на детской площадке звучит грозное и решительное: «Нельзя!» Вам это знакомо, не правда ли? Ваш голос тоже вплетается в этот хор?

Предостерегаете своего кроху, чтобы он не наделал ужасных, непоправимых ошибок? «Упадёшь! Поцарапаешься! Разобьёшься! Не трогай эту грязь! Испачкаешься, не замажь куртку!..» — фразы из вашего репертуара? Вы уверены, что защищаете малыша от бед, учите его осторожности. Но на самом деле транслируете совсем иное. Малыш привыкает во всём окружающем видеть опасность, постоянно ожидать неприятностей, подавлять собственную любознательность и инициативу, бояться проявлять решительность и самостоятельность. Не то, что вы хотели, верно?

Попробуйте вначале сами для себя составить перечень того, что на самом деле представляет опасность для вашего крохи: проезжая часть с машинами, чужие собаки, раскачивающиеся качели, пьяные компании, незнакомые дяди и тёти, которые предлагают ему куда-то с ними пойти… Определившись с этим перечнем, чётко обозначьте своему малышу рамки, которые нельзя нарушать:

К проезжей части не приближаться. Дорогу переходить лишь по «зебре» на зелёный свет с мамой за руку.

К качелям подходить только сбоку, причём тогда, когда на них не раскачиваются другие ребятишки.

Чужих животных трогать и кормить категорически запрещено.

Увидев пьяных, нужно спешить к маме.

С чужими тётями-дядями не разговаривать и никуда с ними не уходить.

Эти требования проговорите спокойно и твёрдо, повторяйте их, выходя на прогулку, в течение 3–5 дней.

Полезно почитатьЧитайте также:
Как защитить ребёнка от онлайн-угроз?

Не грозным окриком, а именно так: «Вспомни…» но не в форме: «Ты что, забыл?» Этим вы сообщите малышу, что у него плохая память. И он начнёт так о себе думать и станет всё забывать. Всё остальное должно быть разрешено. Да, нужно позволять взбираться на горку и набивать синяки, потому что осторожности учит только личный опыт. Разрешать топать по луже (для того и существуют резиновые сапожки) и даже трогать грязь (а на этот случай есть влажные салфетки). В вымазанной кофточке и кроссовках также нет ничего страшного. Дома поместите одежду в стиральную машину, а обувь подсушите, а затем вместе почистите щёткой. Похвалите кроху: «Вот как здорово ты научился следить за своими вещами!»

Сейчас вы закладываете основы многих полезных привычек. Сегодня карапуз испытал чувство удовлетворения благодаря вашим совместным действиям, а завтра он будет уже самостоятельно приводить в порядок одежду. А вы, чётко очертив границы дозволенного и предоставив малышу свободу внутри этих границ, сумеете избежать противоречия между необходимостью защищать его от опасности и поощрением к самостоятельности там, где это возможно.

Кто отвечает за дисциплину?

Рамки дозволенного должны постоянно расширяться. Но в то же время будут появляться новые. Поэтому следите за своими собственными требованиями к малышу. Придётся непросто, ведь важно учитывать не только то, что карапуз уже вырос «из старых штанишек». Необходимо понимать, что до многих своих притязаний он ещё не дорос, но, увы, не осознаёт этого.

Ребёнок будет сопротивляться новым правилам и ограничениям, испытывать вас «на прочность», попытается проигнорировать запрет. Так он исследует свои возможности, которые со временем увеличиваются, изменяются и, разумеется, убеждается в прочности ваших слов.



Хорошо бы, чтобы даже в самый критический момент вы держали себя в руках и не срывались. Не подходит и самый лёгкий вариант — сдаться и всё разрешить.

Как бы вам ни хотелось, чтобы кроха сам соблюдал правила и делал всё «с первого требования», поверьте, этого не будет. Ещё долгие годы ответственность будет лежать исключительно на вас.

Не требуйте от растущего малыша большей самостоятельности, чем ему по силам, но и не ограничивайте в том, до чего он уже «дозрел». Не браните и не критикуйте, если он что-то не выполнит. Просто спокойно, но твёрдо направляйте ребёнка к нужным действиям. И тогда в какой-то момент вы с радостью обнаружите, что он повзрослел и при необходимости может поддержать даже вас.

Текст Елена Калужская



Оставить комментарий:

Please enter your comment!
Please enter your name here

два × четыре =