Секреты танцевальной терапии

335

Танцевально-двигательная терапия является симбиозом психотерапии и танца. Её базовая задача состоит в том, чтобы помочь человеку пробудить тело, освободиться от ограничивающих напряжений и ложных представлений о его образе и в результате обрести телесную, эмоциональную и ментальную целостность. Физические ощущения, вызываемые движением, имеют свойство обостряться во время танца. Это и есть базис для возникновения эмоций, которые, мигрируя из подсознания, превращаются в индивидуальные переживания

Согласно юнгианскому подходу любой вид искусства, в том числе и танец, поднимает на поверхность наше бессознательное. Так, благодаря конкретной осязаемой форме мы можем получить реальный доступ к самому глубинному, что есть в нас.

Родом из модерна

Ещё в древности танец был способом выражения сокровенного и передачи традиций. Движения, которые люди ежедневно повторяли в процессе выполнения рутинной работы, становились танцевальными стилями, присущими их культуре.

Спустя сотни лет танцевально-двигательная терапия вернула танцу один из его первозданных смыслов: важно не то, как ты двигаешься, а то, что ты ощущаешь и проявляешь. У её истоков стоят известные танцовщицы начала XX века — Айседора Дункан и Мэри Вигман. Они полагали, что танец связывает тело, интеллект и душу воедино, а индивидуальное выражение через движение — одна из его важных составляющих.

Мэри Вигман была одной из первых, кто привнёс в танцевальное искусство идею импровизации и экспрессионизма. Она считала, что в спонтанном движении много точности и честности, ибо оно рождается из эмоции. Вигман писала, что сам человек в танце является и носителем содержания, и средством его выражения через естественные движения тела как инструмента создания танца.

Полезно почитатьЧитайте также:
Влияние спорта на жизнь и здоровье человека

Но терапевтическую огранку танец обрёл благодаря исследованиям американской танцовщицы и танцетерапевта Мэриан Чейз. Её идеи и наблюдения в работе с обычными учениками, а со временем и с пациентами психиатрической клиники в Вашингтоне в коллаборации с врачами завоевали доверие национального масштаба.

Свою лепту в развитие танцевально-двигательной терапии внесли также выдающийся теоретик Рудольф фон Лабан, создавший методику анализа движений, и его ученица Ирмгард Бартениефф, разработавшая собственную систему упражнений. Они по сей день являются важной частью методологии танцевально-двигательной терапии, а также её отдельным направлением.

В ритме body-jazz

У каждого человека есть набор личностных характеристик, мы имеем определённые знания о своём поведении, характере, эмоциональных реакциях. В повседневной жизни мы проявляемся телесно — через движение и жесты, которые совершаем. То есть тело является одним из важнейших источников информации о себе. В танцевально-двигательной терапии мы получаем возможность влиять как на тело, так и на движение. Например, можем определить, где в теле появилось напряжение, и разобраться, о чём это нам сигнализирует, ведь не выраженные эмоции никуда не деваются, а создают некий мышечный панцирь.

То, как мы двигаемся, тоже может многое о нас рассказать. Эти знания о себе важны в первую очередь для саморегуляции. У каждого человека есть свои, привычные движения, и расширению этого порой ограниченного спектра способствует танцевальная терапия. Как показал мой личный опыт, впоследствии это приводит к большей гибкости по жизни и разнообразию подходов к решению той или иной проблемы.

Танцетерапия также отлично помогает налаживанию межличностной коммуникации: даже просто наблюдая за движениями и выражениями чувств других во время занятия, можно узнать собственные, проанализировать и попробовать перенести этот телесный опыт на новые модели реального поведения. Ключевую роль в эффективности терапевтического процесса играет профессионализм танцетерапевта — он должен сам испытывать инстинктивную радость от движения.

Что там в зале?

Работа в такой терапии бывает индивидуальной и групповой, с детьми и со взрослыми. Важное правило занятий в группе — конфиденциальность всех участников процесса для формирования максимально безопасного пространства. Всё, что мы слышим и говорим, не принято выносить за стены зала.

Занятие группового формата обычно состоит из двигательной части и вербального обсуждения в кругу. В двигательном блоке танцетерапевт предлагает выполнить различные танцевальные упражнения, отобранные в соответствии с групповой динамикой, целями и задачами конкретного занятия или курса. При этом не имеет значения, насколько правильно вы выполняете движения. Важно, что вы делаете это по-своему, в своём темпе, так, как чувствуете, и насколько вам позволяет тело.

На этапе группового обсуждения происходит анализ «телесного» материала. Здесь как раз и выстраиваются мосты между тем, что вы чувствуете, и тем, о чём этот сигнал. Обсуждение — дело добровольное: вы говорите о личном исключительно из внутренней готовности поделиться с остальными.

Важной составляющей занятий является музыкальное сопровождение. К выбору музыки тут принято относиться с особой щепетильностью, ибо она также является частью терапевтического процесса, связующим звеном между состояниями. Поэтому мелодия подбирается отдельно под каждый вид упражнений и соответствует задачам занятия. Иногда она вообще отсутствует — это характерно для аутентичного движения, которое ещё называют движением в глубине.

Одноразовое занятие, по личным наблюдениям, даёт хороший релаксационный эффект, помогает перезагрузить организм или же обнажить «зоны», на которые стоит направить внимание для дальнейшей проработки. Если же уделить практике больше времени и сил, перемены будут ещё более заметные.

Взгляд на себя со стороны

Анализируя собственный опыт, могу отметить, что танцевально-двигательная терапия научила меня принимать себя совершенно разной. И речь отнюдь не о вседозволенности, а о глубинной заботе о себе и внимательности к тому, что происходит в теле. Удобно ли ему сейчас в таком положении? Как оно реагирует на ту или иную ситуацию: сжимаются ли мышцы живота или расправляются плечи? Это абсолютно индивидуальный список вопросов-маркеров, которые можно и нужно задавать себе для сохранения баланса на всех уровнях, дабы не уподобиться лошади, несущейся сломя голову не ведая куда.

Однозначно изменилось и восприятие образа своего тела: из обезличенной совокупности органов и систем для жизнедеятельности оно превратилось в нечто живое, имеющее личную историю со всеми радостями и страхами. Кстати, тема страха была одним из ключевых моих запросов на многие месяцы «танцеваний»,  а накопленный за это время телесный опыт в итоге помог мне принять непростое решение, размышления о котором изматывали уже давно.

*   *   *

Могу с уверенностью сказать, что быть в контакте с собственным телом — это выбор победителя. В первую очередь над собственной ленью и массой вторичных выгод от «удобных» страданий. Ведь перемены начинаются с действия, готовности нести ответственность за своё решение и результат. Танец в своём исцеляющем проявлении избавил меня от множества надуманных догм, научил допускать гипотезы, слушать себя и любить людей разными, уважая их выбор. И это действительно много!

Секреты танцевальной терапии Оксана Калужская