Есть такая наука — риторика

321

Это не только инструменты ораторского искусства и убеждения. Существует особый, риторический взгляд на мир, на жизнь. Это как если бы вы пришли, скажем, к йогу, и он бы вам сказал: «Я вам могу показать некоторые позы, но йога — это прежде всего мировоззрение, миросозерцание, это особый взгляд на мир».

Так вот, риторика — это тоже мировоззрение и специфический взгляд на мир. Как и йога, эта наука не очень молода — ей уже 2500 лет. Имеется в виду настоящая риторика

Наука, призванная объединять

Чтобы понять смысл риторики, необходимо использовать такое ключевое слово, как «формирование». Риторика — это в первую очередь формирование. Скажем, собрались люди что-то обсуждать, идёт какой-то бесформенный галдёж. И задача риторики — превратить его в конструктивный диалог, то есть сформировать диалог.

Вы подготавливаете какое-то сообщение, сначала вы разбираетесь со своими мыслями, формируете их, придаёте им форму. Потом вы готовите сам текст, то есть формируете его. Это всегда формирование. В конечном счёте, риторика формирует само общество, то есть общее коммуникативное пространство. Она формирует пространство общения.

Отец риторики Аристотель, как известно, сказал, что «вне общества человек — это либо бог, либо животное». Мы сегодня живём в окружении многих гаджетов и, может быть, представляем себя почти богами. В связи с этим мы игнорируем заботу об общем коммуникативном пространстве, об общем благе, думая, что это правильно.

Вы с помощью риторических инструментов не даёте манипулировать собой, соответственно, обманывать себя

Хочу привести один пример. В биографии Стива Джобса я прочитал, как Уильям Хьюлетт встретился с Дэвидом Паккардом. Для меня Hewlett-Packard — это просто устройство, которое стоит на моём столе. Это просто принтер. Но ведь были два таких реальных человека. Они встретились, им удалось договориться между собой, журналистам удалось донести это до широкой публики, как и информацию о деятельности этого самого Стивена Джобса.

И это всё было прекрасно, потому что было сформировано хорошее коммуникативное пространство. Если бы Хьюлетт и Паккард жили в диком лесу, если бы они, встретившись друг с другом, стали бы скалиться, шатать ветки, пугать друг друга, то мы бы не имели этих устройств. Мы должны быть благодарны за то, что такое общество существует.

Причём если смотреть на это с точки зрения выгоды, то Хьюлетту было выгодно встретиться с Паккардом, а Паккарду — выгодно встретиться с Хьюлеттом. То есть это была взаимная выгода. А нам как потребителям выгодно, что они встретились. Я специально об этом говорю, потому что сегодня бытует довольно упрощённое представление о риторике. Мол, если риторика связана с выгодой, значит, говорящему от неё хорошо, а слушающему плохо. Иначе говоря, это игра с нулевой суммой. Кто-то выиграл, кто-то проиграл.

Это совершенно не так. Возможна взаимная выгода. Кроме того, всегда есть выгода в том, что диалог ведётся нормально, не дико, без раскачивания веток. Это как раз и сообразили те люди, которые начали заниматься риторикой. Раньше всех это поняли древние греки. Для них риторика — это то, что сделало из варвара цивилизованного человека, создало, собственно говоря, древнегреческую цивилизацию.

Римляне это не только поняли, но и создали специальный институт — школу ритора. Это аналог современного университета. Нельзя было занимать государственные должности, нельзя было быть полноценным гражданином, не пройдя школу ритора. Римская империя была огромной. Представьте себе на минуту империю от Британии до Африки и помножьте это на тогдашние средства связи, на мультикультурность и полирелигиозность. Тем не менее, благодаря именно риторике эта империя была всё-таки единым коммуникативным пространством, цельным пространством. Все говорили и понимали друг друга. Так действовала римская риторика.

Риторика обеспечивает хороший тыл для вашей речи

Когда в Средние века появились университеты, риторика стала одним из главных предметов. Она входила в тривиум («перекрёсток»), в перечень трёх главных предметов — наряду с грамматикой и диалектикой. Благодаря риторике образовывался некий костяк общества, как он образовывался в Древнем Риме. Это были люди, которые прошли университеты, это были студенты, профессора, священники, клирики, выпускники этих университетов.

Так риторика жила и процветала до XVIII века. Потом имел место её упадок, а со второй половины XX века — её возрождение. Почему это произошло? Очень коротко расскажу об этом так. Как, собственно, произошёл этот упадок? Он связан со становлением национальных языков и национальных государств. До пробуждения национального самосознания риторика была универсальна, она отсылала назад, к грекам и римлянам. А сейчас появились новые народы, новые языки, они осознавали себя, интересовались собой. Немцы интересовались немцами, русские — русскими.

Они собирали пословицы, то есть фольклор, народную мудрость. И в этот момент риторика отодвинулась на второй план. Появились ораторы, писатели, судебные деятели, парламентарии, которые сосредоточились именно на своих национальных языках. А вот где-то в 1950-е годы, в эпоху развития кибернетики, в эпоху цифр, человечество снова остро почувствовало необходимость в универсальности, и риторика стала возрождаться. То есть это какие-то универсалии, которые просвечивают через национальные языки. Потому что в любом языке можно образовать сравнение, применить метафору, можно повторять слова, и функции этих повторов будут сходными. Так развивалась риторика.

Зачем изучать риторику

Я говорил всё время об обществе, о том, какую пользу риторика приносит обществу. Но, наверное, нужно сказать два слова и о том, а что, собственно, получает обучающийся, когда он изучает эту науку. Риторика в общественном смысле похожа на экологию. Вы живёте в среде, заботитесь о ней, это и есть общественный след экологии. Но через заботу об окружающей среде вы опосредованно заботитесь и о себе.

В риторике это проявляется очевиднее. Есть минимум три вещи, которые дают преимущество человеку, который обучался риторике. Первую вещь, наверное, можно метафорически назвать «прибором ночного видения». То есть риторика в первую очередь делает прозрачной любую коммуникацию.

В тёмном лесу с помощью ПНВ можно увидеть животное. Так и за всеми тонкостями диалога, если знать хотя бы основы риторики, можно увидеть так называемую «интенцию» — намерения говорящего. Зачем он это говорит? Какую цель он себе ставит? Потому что цель может совпадать с декларируемыми словами, и это хороший случай, а может и не совпадать.

Риторика позволяет человеку следить за своей речевой репутацией

То есть вы с помощью риторических инструментов не даёте манипулировать собой, соответственно, обманывать себя. Вы способны взвешивать аргументы, понимать, какие из них действительно годятся, являясь серьёзными доводами, а какие не годятся, являясь фальшивкой. Вот это первое преимущество, которое вам должна дать риторика.

Второе преимущество, если продолжать использование метафор, можно назвать «фронт и тыл». В первую очередь риторика обеспечивает хороший тыл для вашей речи. Я могу привести казус из жизни, назовём это «Казусом генерального директора». Был такой реальный случай: один гендиректор попросил помочь ему риторически. Он должен был убедить своих сотрудников в определённых вещах.

Я начал расспрашивать его, а в чём, собственно, сама проблема. Он сначала уклонялся от прямого ответа и даже не хотел давать мне черновик своей речи. Ему казалось, что, раз я занимаюсь риторикой, я должен сказать ему волшебную фразу типа «Сезам откройся!», и он вставит эти слова в своё выступление и с помощью них легко всех убедит.

Но потом, в конце концов, он согласился. Мы стали вместе разбираться в содержании текста его сообщения. И тут обнаружились новые аргументы, всё получило объём. Он остался очень довольным. Получив консультацию, он поверил в успех своего убеждения. А, будучи убеждённым в своей правоте, он легко убедил и своих слушателей. Кроме того, он извлёк себе урок на будущее, он понял, что сначала нужно глубоко проработать тему, а потом уж выступать.

Поэтому не верьте тем людям, которые будут говорить, что риторика состоит в том, что вы должны что-то произнести, надеть какой-то специальный галстук, должны подавлять своих противников криком или ещё чем-то, взять на себя роль доминирующего самца, вести жёсткие переговоры. Это всё неправда. Это только подорвёт ваш авторитет.

Как раз авторитет, репутация — это и есть третье преимущество риторики. Дело в том, что мы все знаем слово «имидж», оно на слуху. Но имидж — вещь поверхностная. Имидж можно себе выстроить: надел кепку, взял в зубы трубку — вот и имидж. Потом надел чалму, взял в зубы кальян — у вас уже другой имидж. Потом надел каску, взял в зубы сигарету — и у вас третий имидж.

Но это имидж, а репутацию так просто изменить нельзя. Риторика же позволяет человеку следить за своей речевой репутацией. Могу привести ещё один реальной пример, касающийся представителя фирмы, занимающейся торговлей товаров для здоровья и красоты. В частности, эта компания продавала освежители воздуха.

И была продажница, которая слишком прямо поняла установки, как ей надо продавать. Она просто замучила одного клиента тем, что звонила ему с утра пораньше, пугала его астмой и тому подобными вещами. В конце концов, это вызвало жалобы, нарекания. Сама фирма стала выглядеть хуже в глазах клиентов. И самое интересное в этом казусе то, что она продала продукт, потому что клиент сдался. Но клиент сдался, а репутация у этой девушки-продажника испортилась. И всё потому, что у неё не было сформированного риторического взгляда на окружающую действительность.

Текст Леонид Карпов