Этика личных телефонных разговоров

287

Задумайтесь, со сколькими людьми хотя бы за последний год вы общались, не видя их глаз, не пожимая руки при встрече, не зная вообще, какого они роста и как одеты? Наверняка не один десяток! И тем не менее, с помощью маленького ящичка, а то и тоненькой крохотной пластинки вы с ними разговариваете, выясняете важные для обоих вопросы и уже имеете кое-какое представление об их манерах и характере

Личные телефонные переговоры — они и есть личные, и как вести их, как начинать и заканчивать, зависит от качества взаимоотношений и степени близости между вами. Подобно тому, как нет лекарства от всех болезней, так и нет единых универсальных рецептов, помогающих во всех случаях жизни, и уж тем более при телефонном общении. Но это касается в основном частных бесед между знакомыми, друзьями, родственниками… Тем не менее, принять некоторые рекомендации к сведению не помешает.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…

Есть профессионалы в области телефонных коммуникаций, которые советуют улыбаться каждый раз, как только услышите трель телефонного звонка. С этим можно и поспорить: откуда мы знаем, что нам сейчас сообщат: может, печальную или неприятную весть. Чего ж улыбаться-то?

Широкое распространение получили так называемые АОНы — автоматические определители номера. Они есть и в домашних телефонах, и в более современных средствах связи. Увидев или услышав номер приятного вам человека, конечно, можно улыбнуться. Но когда вы начинаете отвечать, даже и не зная звонящего, улыбка тоже будет весьма кстати, или, по крайней мере, постарайтесь придать своему голосу теплоту и готовность к общению.

Полезно почитатьЧитайте также:
10 способов улучшения общения с людьми

Первая фраза

Если сами звоните, непременно начинайте любой разговор с приветствия, причём, ваша первая фраза не должна быть произнесена в телеграфном стиле, без пауз и без выражения. Надо обязательно после приветствия сделать крошечную паузу, чтобы вам успели на него ответить.

«Привет, Петя, ты не занят?»

Самым приятным словом для большинства из нас является собственное имя. Однако слишком часто в личной беседе называть собеседника по имени не всегда будет естественным и уместным. Но телефонный разговор — совсем иное дело!

«Чтобы привлечь к себе внимание собеседника, не забывайте называть его по имени, причём по телефону — гораздо чаще, чем при личном контакте. Именно звук создаёт ощущение близости», — трудно не согласиться с американским психологом Лейл Лаундес.

При активном слушании и максимальном сосредоточении на том, что нам говорят, мы что делаем? Правильно, киваем и прочими невербальными знаками проявляем интерес. По телефону этого, собеседник, разумеется, видеть не может, но мы вполне в состоянии озвучить эмоции, вставляя в его речь слова: «Согласен», «Как это правильно с твоей стороны», «Ну надо же!»

Если вы звоните к знакомому или домой, или на работу, обязательно поприветствуйте того, кто вам ответил, назовите по имени, если оно вам известно. Примите как факт, что куда и кому бы вы ни звонили, вам наверняка придётся оторвать человека от дел — от составления плана на будущий месяц, или просмотра телепередачи, или общения с ребёнком.

Поэтому, прежде чем затевать любой разговор, не забудьте проявить тактичность: поинтересуйтесь, есть ли у человека время для разговора с вами. Если он скажет: «Вообще-то не очень, но ладно, говорите», лучше перенесите звонок на любое удобное для вас двоих время, особенно, если разговор предстоит длительный и серьёзный. Это очень важный момент, постарайтесь о нём не забывать.

Уместен ли шквал вопросов?

Во время разговора с кем бы то ни было, вы вдруг услышите, как звонит мобильник, находящийся рядом с собеседником. Не вынуждайте человека разрываться между двумя телефонами, да ещё придумывать, как деликатно заставить вас замолчать. Лучше скажите: «Я слышу, у вас звонит другой телефон. Я могу подождать или мне перезвонить?»

Бывает, разговор с вами для него важнее, чем второй звонок, и он не станет на него отвечать, но всё равно ваша деликатность не останется незамеченной. Аналогичным образом реагируйте, если, например, услышите в трубке, что говорящего с вами кто-то зовёт или раздаются непонятные звуки, явно отвлекающие его внимание.

Не обрушивайте на собеседника шквал вопросов типа: «Почему так редко звонишь?» «И как это ты удосужился, наконец, обо мне вспомнить?» Раздражённый и поставленный в положение обвиняемого, он, вполне возможно, и вовсе перестанет вам звонить.

Полезно почитатьЧитайте также:
Как добиться своего: 10 психологических хитростей

«Извините, ко мне пришли»

Никогда не звоните, когда едите или пьёте, а если позвонили вам и звонок для вас важный, постарайтесь сделать паузу в трапезе или попросите перезвонить чуть позже. Не закрывайте трубку рукой, если хотите что-то передать находящемуся рядом с вами — это обычно бывает слышно и не всегда понравится. Лучше уж, опять же, перенести разговор на более удобное для вас время или отказаться от посторонних контактов.

А как завершить затянувшийся, ставший уже скучным, разговор? Сколько раз мы из деликатности продолжаем мусолить одно и то же, не решаясь закруглиться и сказать прощальные слова? В свою последнюю фразу включите имя собеседника и придайте голосу завершающие интонации. А если и после этого он не думает прощаться? На такой случай придумайте благовидный предлог вроде: «Извините, меня зовут по другому телефону» или «Ой, ко мне пришли!» После таких реплик даже самый велеречивый и словоохотливый человек быстро положит трубку.

Текст Татьяна Поленова