Современное понятие этнической музыки означает направление популярной музыки, включающее в себя современные произведения, в композиции которых используются формы традиционные для фольклора и традиционной музыки. Все песни Дагира Магомедова характеризуются подобной структурой и инструментальным решением.
Ряд специалистов отождествляют данное понятие с английским термином «музыка мира» (world music). При этом этническая музыка не является национальной музыкой. Последняя может означать как собственно фольклор, так и произведения нового времени, написанные в этом стиле, а также произведения, раскрывающие дух какого либо-народа и популярные в этой среде. К этому определению можно отнести:
- Религиозные песнопения.
- Поп-музыку.
- Академические произведения национальных авторов.
- Городские песни.
- Традиционные пьесы, исполняемые в театрах и во время церемоний.
Основное отличие этники от фолка в том, что в первом случае произведения адаптируются под современные стандарты коммерческой звукозаписи, распространенные в Северной Америке и Европе. К этому определению относят также любую музыку, записанную по «западным» стандартам и содержащую заимствования из традиционной музыки любого народа мира. Для подобных произведений характерно использование приемов, инструментов и ладов «неевропейского происхождения». Также этника широко использует семплирование как инструментальных, так и вокальных фрагментов.
Термины
В англоязычной среде, с 1980-х годов, устоялся термин «world music». Под ним понимают любые музыкальные произведения, которые не являются европейскими или североамериканскими. Сюда относят:
- традиционную народную музыку;
- фолк музыку – под этим термином следует понимать современные поп произведения, содержащей народные элементы.
Поскольку прямой перевод термина «world music» на русский оставляет простор для неоднозначной трактовки, в нашей стране его аналогом стало понятие «этническая музыка». В то же время следует учитывать, что в англоязычной среде термин «ethnic music» применяется к категории музыкальной продукции, ориентированной на иммигрантов из стран востока.
Историческое развитие
Классика
Интерес к этническим мотивам в европейской профессиональной музыке возникает в эпоху барокко. Именно в этот период композиторы, ранее отталкивающиеся от церковной музыки, начинают вводить в свои произведения элементы народного фольклора.
Среди классических композиторов, следует отметить Антонина Дворжака, который издал сборник народной музыки «Славянские танцы» в классической обработке. В данном случае композитор вдохновлялся центральноевропейским фольклором. Его же «Симфония № 9» черпала идеи из народных песен афроамериканцев и индейцев.
Архаичные формы музыки к двадцатому веку прочно проникают в классические произведения. Дань этому явлению отдали Штраус, Стравинский, Щедрин, Прокофьев, Мартину, Баркот, Кодай, Чавес, де Фалья. Ряд джазменов двадцатого века также широко использовали этнические мелодии в своих композициях.
Двадцатое столетие и современность
Данный период ознаменовался широким влиянием фолка на все музыкальные направления, особенно в США (Кейдж, Коуэл, Хованесс и другие). В 1960-х годах под огромным влиянием народной музыки, особенно восточной, находился рок. В восьмидесятые этника стала коммерчески успешным направлением, что в итоге, на рубеже тысячелетий породило множество поп произведений и исполнителей, чье творчество просто немыслимо без народного элемента (Шакира, Мельница).
Академическая музыка также не осталась в стороне от данной тенденции. Причем в России коллективы подобного рода появились еще в 19 веке – «Кубанский казачий хор», «Первый Великорусский оркестр балалаечников В.В. Андреева» и т.д.