
Часто можно заметить парадоксальную вещь: в больших компаниях люди не слушают друг друга. Высказав что-то своё, они теряют интерес к собеседнику. Некоторым вообще неважно мнение визави. Слушать и слышать — этому надо учиться. Иначе можно потерять не только собеседников, но приятелей и друзей
Сегодня люди всё чаще общаются на форумах, в чатах, по скайпу. А вот беседовать глаза в глаза и слушать друг друга мы разучились. Это умение состоит из двух аспектов:
понимания услышанного
умения реагировать, анализировать и запоминать наиболее важные моменты
Само слушание тоже делится на активное и пассивное. Более распространённым, конечно, является пассивное. Человек слушает, но улавливает информацию фрагментами. Именно оно приводит к неприятным ситуациям. Упустив что-то важное, можно попасть впросак. Собеседник в следующий раз не станет общаться, чувствуя, что он говорит словно с пустым местом.
Во время активного слушания внимание концентрируется больше. Мобилизуются внутрипсихические ресурсы. Здесь необходимо приложить максимум усилий, вникнуть в речь собеседника. Полученная информация откладывается в памяти, анализируется. Особенно этот тип слушания важен на деловых переговорах или во время собеседования. Если человек проникся словами своего визави, у него обязательно возникнет определённая реакция на сказанное, появится дополнительный вопрос.
При этом активное слушание предполагает не только сосредоточение на информации. Хороший собеседник понимает язык движений тела, мимику.
Проблема в том, что если человек воспитывался в среде, где его самого никто не слушал и не обучал этому таланту, то освоить его будет сложнее. Но сделать это реально.
Основные помехи на пути к пониманию
- если высказываемая информация неинтересна или непонятна
- если вы ощущаете дискомфорт, плохо себя чувствуете, волнуетесь или просто хотите есть
- рассеянность, низкая концентрация внимания
- отсутствие времени для беседы
- если нет желания общаться, а приходится
Что нужно для того, чтобы научиться слушать и слышать?
- с первой фразы собеседника вникать в его речь
- думать о своём визави положительно
- вникнуть в информацию и постараться оценить сказанное
- по ходу разговора можно вставлять реплики, отвечать на поставленные вопросы, а также задавать наводящие вопросы
- собеседник должен с первого взгляда ощущать, что его слушают и слышат
- не отвлекаться на другие дела
- ни в коем случае не стоит перебивать
- не делать поспешных выводов, подходить к любым фактам по максимуму объективно и беспристрастно.
Упражнения
Предлагаем ряд способов, помогающих совершенствовать умение слышать и слушать.
- Для следующего упражнения потребуется 5–10 минут. Необходимо сесть, расслабиться, закрыть глаза, прислушаться к окружающим звукам (внутри комнаты, на улице). Отметьте, какие шумы вы слышите (лай собак, шорох шин автомобилей, как тикают часы).
- Попробуйте выслушать собеседника от начала до конца. Если человек задает вопросы, отвечайте, но не сразу. Подумайте, как сформулировать ответ. В некоторых случаях появляется желание перебивать; постарайтесь сдержаться. Собеседник может обидеться, подумав, что он вам неинтересен. Во время общения смотрите человеку в глаза. Он должен увидеть, что вы вовлечены в рассказ.
- Прослушайте телепередачу и проанализируйте услышанное. А затем перескажите эту информацию. Если получилось передать максимум подробностей — значит, из вас непременно выйдет отличный собеседник.
* * *
Надеемся, что эти знания помогут вам усовершенствовать навыки общения. И, напоследок, отметим: главное в любом разговоре — быть искренне заинтересованным в своём визави.