«Лучше молчать, чем говорить»

89
«Лучше молчать, чем говорить»


Умение понимать, когда говорить, а когда молчать — большое искусство. Не стоит, к примеру, делиться проблемами и переживаниями, если потом придётся успокаивать слушателя. Именно так часто бывает с любящими родственниками — родителями, бабушками, тётушками и т. д. Вместо того чтобы услышать ободряющие слова поддержки или мудрый совет, вы вынуждены терпеть ахи и охи. А затем убеждать их, что не всё так страшно, и в срочном порядке нести успокаивающие таблетки

Поэтому делитесь с близкими лишь тогда, когда они в состоянии воспринимать ваши слова нормально. И — ещё лучше — готовы вам помочь. Например, говорите, что на работе у вас сейчас сложный период и вы вынуждены задерживаться сверх положенного времени. А они в ответ предлагают забрать вашего ребёнка из детского сада и посидеть с ним до вашего прихода или купить продукты и приготовить ужин.

Когда молчать

«Противопоказаниями» для искренности являются такие заведомо известные реакции противной стороны, как упрёки, нравоучения, претензии, ненужные и невыполнимые советы. Возьмём всё тот же пример с ненормированным рабочим днём. Вместо сочувствия и предположений о помощи вы получаете набор сентенций от «обожающей» вас свекрови: «Меньше надо работать и нечего строить из себя карьеристку! Пора подумать о семье! У такой нерадивой матери ребёнок скоро превратится в беспризорника, а муж бросит, потому что ты никудышная хозяйка».

Не делитесь чужими секретами, даже когда вам скучно или вы чужим примером хотите кого-то поддержать. Добрые побуждения могут легко обернуться против вас. В крайнем случае, сделайте свой рассказ абстрактным, заменив имена участников событий.

О себе вы можете говорить всё что угодно, если есть такая потребность. Но чужая жизнь — табу, если вы не хотите испортить отношения с людьми и стать источником сплетен.

Не стоит также говорить что-то необдуманно и «резать правду-матку», когда ваши слова могут оскорбить, обидеть или расстроить человека, который в данной ситуации ничего не может изменить. Например, кого-то неудачно подстригли и вид у него не ахти. Что толку, если вы ему об этом сообщите? И кому нужна такая правда?

Помните: вы совершенно не обязаны кому бы то ни было рассказывать о себе то, что вам не хочется

«Перемывание костей» другим людям или переливание из пустого в порожнее — тоже повод, чтобы прекратить разговор и замолчать. Не тратьте время на пустую болтовню: это ничего не даёт ни уму, ни сердцу, а лишь крадёт время.

Не грузите ненужными новостями и тем более своими проблемами другого человека так, чтобы у него от вас болела голова как в прямом, так и в переносном смысле. От такого общения он в лучшем случае начнёт вас избегать. Также молчите, когда желание поговорить будет воспринято как навязчивость, а ваша откровенность превратится позднее в ненужные домыслы и пересуды. Такое часто бывает в трудовых коллективах, общих компаниях и в общении с соседями.

Стоит помнить, что излишняя откровенность нередко порождает сплетни. Поэтому если вы не хотите, чтобы по месту службы за вашей спиной шептались, старайтесь «не выносить сор из своей семейной избы» и не рассказывайте о перипетиях личной жизни.

Не говорите о том, что вас беспокоит и в том случае, когда сам рассказ вам тяжёл и неприятен. Такое бывает, если вы тратите много душевных сил, чтобы справиться с травмирующей ситуацией и адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.

И если вы принимаетесь повествовать о том, что у вас происходит, и рассказывать о своих чувствах по этому поводу, то вновь начинаете погружаться в негатив и опять переживать острую боль. Это заставляет вас тратить всё больше энергии, что истощает последние ресурсы (психологические и даже физические). Поэтому душевной ране надо дать зажить, а не «расковыривать» её собственными откровениями. Лучший выход в данных обстоятельствах — уйти от прямого ответа и переменить тему. Помалкивайте также, если «плаваете» в обсуждаемой теме и не хотите выглядеть в глазах окружающих некомпетентным и недалёким человеком.




Молчание, сопровождающееся каким-либо занятием (например, созерцанием красот природы или рукоделием) способствует успокоению и умиротворению. Поэтому периодически слушайте тишину, обходясь без болтовни и лишних звуков.

Не обращайте внимания, если ваши сдержанность и скрытность воспринимаются неправильно, например, как демарш или нежелание общаться. Как говорится, умные люди поймут, а дураку объяснять бесполезно.

Помните: вы совершенно не обязаны кому бы то ни было рассказывать о себе то, что вам не хочется или претит. Вы не должны объяснять свои действия, комментировать личную жизнь, делиться мыслями и чувствами, оправдываться за поступки, которые других никоим образом не касаются. Поэтому вы вправе отказаться беседовать на «заданную тему».

Когда говорить

Умение вступать в диалог и выставлять свои аргументы — это показатель образованности, опыта и зрелости личности, а также демонстрация знаний и способностей. Если вы хотите наладить контакт с людьми, то, как правило, проще всего это сделать вербально, а не молча. С помощью речи быстрее и легче завоевать расположение других. Не зря же политики перед выборами активно выступают перед избирателями, а, добившись цели, часто уходят в тень, так как не желают отвечать за собственные щедрые обещания.

Говорите, если хотите прояснить ситуацию и расставить точки над «i». Иной раз лучше узнать горькую правду, чем изводиться догадками и теряться в домыслах.

Рассказывайте о себе. Делитесь переживаниями и событиями, если нуждаетесь в сочувствии, поддержке и помощи. Например, если вы потеряли кого-то из близких, то слова соболезнования, сказанные кем-то искренне, способны ободрить вас в трудную минуту. При этом окружающим станет понятно, почему вы опечалены и находитесь в подавленном состоянии.

Следует выбирать форму, время и место для откровений и задушевных бесед

Делитесь с другими своими проблемами, если чувствуете, что это вам реально поможет. Например, вы рассчитываете на совет, анализ ситуации, сторонний взгляд, непредвзятое мнение доброжелательного и умного человека. К тому же проговаривание вслух нередко помогает выплеснуть накопившиеся эмоции, упорядочить мысли и чувства и найти выход из сложившегося положения. Поэтому даже если у вас нет собеседника или слушателя на тот момент, то поговорите сами с собой. Таким незамысловатым способом вы систематизируете хаос в голове, что поможет вам начать размышлять и действовать более трезво и продуктивно.

Не забывайте делиться с окружающими не только тревогами и горестями, но и радостями. Рассказывайте о том, что вас интересует, восхищает, удивляет. Не упускайте благоприятного шанса показать свою осведомлённость в теме, волнующей других. Это создаст вам имидж знающего и приятного в общении человека, что, в свою очередь, поможет как в личной жизни, так и в карьере. Ведь никто не захочет, чтобы рядом находилась постоянно ноющая и унылая жена. Да и сотрудник-меланхолик не вызывает энтузиазма ни у коллег, ни у начальства. Ему вряд ли можно поручить серьёзное и ответственное задание, поскольку он не замотивирован на положительный результат, а изначально настроен на неуспех. А ещё у него мало энергии, поэтому он приложит заведомо меньше усилий, чем остальные — холерики, сангвиники или даже флегматики. Ведь часто залог успеха — именно оптимизм.

Ну и, конечно, следует выбирать форму, время и место для откровений и задушевных бесед. Иначе и себя, и собеседников-слушателей можно поставить в неловкое положение. И главное правило: всегда соблюдайте деликатность, будьте тактичны, чтобы никого не ранить.

Текст Марта Прелесная



Оставить комментарий:

Please enter your comment!
Please enter your name here

3 + 1 =