«Ну, ты спросил, однако!» Какие бывают вопросы?

320

Психологи и журналисты выделяют несколько типов вопросов. Например, югославский специалист Предраг Мицич предлагает классифицировать все вопросы на две большие группы: открытые и закрытые

Есть и более дробная классификация.

Риторические, то есть вопросы, на которые нет ответа или он всем известен. Их цель, как правило, указать на прорехи в каком-то деле, на недостатки и ошибки. Например: «Почему так происходит — кто знает?», «Как ты думаешь, могу ли я считать такое явление нормальным?», «Допустимо ли подобное?».



Переломные. Они призваны, как говорит название, переломить, поменять ход беседы, направить её по другому руслу. «А не поговорить ли нам теперь о…?» «А как у вас с таким вот делом?»

Вопросы для обдумывания. После них иногда надо дать собеседнику несколько минут на размышление, так что примите это во внимание и не торопите его. Если вы не до конца поняли позицию, например, делового партнёра или своего подчинённого, такие вопросы помогут её прояснить. «Считаете ли вы, что?…», «Не проясните ли мне такое положение… возможно, я вас не совсем понял».

А вот какую классификацию предлагает немецкий психолог Н. Энкельман.

Информационные. Задавая такие вопросы, вы явно просите дать какую-то информацию. Это может быть «Сколько нужно бензина на двадцать километров пробега на этом авто?» или «Как нам снизить себестоимость этой продукции?». Они предполагают наличие у спрашиваемого каких-то сведений, которые вам неизвестны, но интересны.

Контрольные вопросы призваны, как говорит название, контролировать ход беседы и степень понимания собеседником ваших слов. Ведь если он кивает в ответ и задумчиво смотрит на вас, это ещё не значит, что он внимательно слушает. «Что вы думаете по этому поводу?», «А вы как на это смотрите?»

Для ориентации. Возможно, в ходе диалога визави изменил своё первоначальное мнение или передумал решить вопрос тем способом, который вы предлагаете. Чтобы выяснить это, задавайте вопросы «Я полагаю, вы не изменили своего мнения?», «И какие выводы вы сделали из нашей беседы?»

Подтверждающие. С таких вопросов желательно начинать любое общение и в дальнейшем задавать их по возможности чаще. Они должны быть такими, которые предполагают заведомо положительный ответ, что даёт основание надеяться на позитивное течение беседы. Например, у англичан такой «затравкой» служит обмен мнениями о погоде. Ну а россияне могут спрашивать: «Если мне не изменяет память, мы с вами встречались у таких-то?», «Если я вас правильно понял, вы согласны с такой позицией?»

Ознакомительные также помогают узнать мнение собеседника. Надо строить эти вопросы таким образом, чтобы получить пространный, а не «да-нет» ответ. Например, «Что вы думаете о предложение Т.?», «Почему вы решили в этом году взять отпуск весной?»

Встречные. Это не что иное, как ответ вопросом на вопрос. Такое, хотя и не является признаком хорошего тона, но всё же помогает подвести партнёра по общению к окончательному согласию. Например, вы продаёте норковую шубу, а ваша знакомая не прочь её приобрести. На её вопрос о цене вы отвечаете «А сколько тебе не жалко?» — «Ну, столько-то, нормально?» — «А нельзя ли надбавить?»

Альтернативные предоставляют возможность выбора, и об этом говорит присутствующая в вопросах частица «или»: «Когда будем отмечать нашу помолвку — на этой неделе или на той?», «Какое мне пальто выбрать — то или это?»


Однополюсные выполняют двоякую функцию и представляют собой повторение уже заданного вопроса. «Как ты смотришь на это?» — «Как я смотрю на это?». Они помогают удостовериться, что вопрос понят правильно и дают несколько секунд «форы» — на обдумывание ответа.

Направляющие позволят направить беседу в нужном вам направлении. Они имеют смысл и в том случае, когда собеседник путается в выражениях и не может точно сформулировать свою мысль. Обычно они составляются по ходу беседы и не требуют специальной подготовки.



Провокационные вопросы по праву можно назвать подстрекательскими. Вы как бы бросаете вызов собеседнику в надежде узнать, правду он говорит или нет. Они необходимы для эффективности беседы и тогда, когда есть подозрение, что он вас понял неправильно. «Вы и в самом деле уверены в том, что этот прибор надёжен?» «Неужели вы можете согласиться с таким поворотом событий?»

Открывающие. Их задают обычно перед тем, как начать излагать свою точку зрения — чтобы заинтересовать слушателя и вызвать доверие к предстоящему сообщению. Например, торговый агент: «Вы хотите покупать нашу продукцию со скидкой?», «Не могли бы мне уделить минутку внимания, я вам расскажу о новом моющем средстве?»

Заключающие призваны подвести воображаемую черту под разговором и поставить точку. Их желательно предварить парой подтверждающих вопросов. Например: «Ну теперь вы поняли, насколько это моющее средство лучше всех прочих?», «Надеюсь, вы не жалеете, что получили такую информацию?» и уж потом: «Сколько флаконов возьмёте — один или два?»

Умело варьируя и чередуя эти вопросы, вы сможете, подобно искусному дирижёру, руководить оркестром под названием «музыка общения», строить конструктивные беседы без споров, а тем более, переходов на личности. Однако, если вы внимательно ознакомились с вышеприведёнными категориями, то, без сомнения, заметили, что чёткую границу между некоторыми из вопросов провести весьма сложно. Как не согласиться с А. Максимовым: «С точки зрения серьёзной науки, наверное, здесь всё верно. Но для практического ведения диалога такая дотошность кажется мне излишней…»

 Татьяна Поленова